Председатель Комитета по образованию и науке Госдумы
РФ Александр ШИШЛОВ не
обходится без компьютера. Ни дома, ни на работе. Даже в
поездки берет с собой ноутбук. Что такое программирование,
узнал еще в девятом классе 30-й ленинградской математической
школы, когда изучал программирование в содержательных обозначениях.
Никаких компьютеров тогда в школе не было, и программы писали
на бумаге. Экзотический предмет Александру Владимировичу
здорово помог, когда уже на "матмехе" Ленинградского
госуниверситета изучали алгоритмические языки реальных компьютеров.
Задачки решались с легкостью.
- А что сегодня может изменить компьютеризация в жизни
россиян?
- Надеюсь, что многое. В частности, серьезный инструмент
компьютеризации общества - федеральная целевая программа
"Развитие единой образовательной информационной среды
на 2001-2005 годы". Это масштабная программа и значительные
средства из федерального бюджета. Программа должна изменить
наших школьников, их готовность и умение работать с компьютером.
Это новый и важный уровень образования.
- Но ведь дети, у которых дома есть компьютер, и так
в какой-то мере опережают взрослых в мастерстве владения
новейшими технологиями, опережают в том числе и учителей.
Вместе с тем именно педагоги должны нести основы компьютерной
грамотности в российские школы. Проект госстандарта, который
сейчас обсуждается, вообще предполагает изучение информатики
уже со второго класса. И здесь возникает сложность. Учителя
информатики в школах - дефицит. Как, на ваш взгляд, можно
решить эту проблему?
- Проблема нехватки учителей, в том числе и информатики,
не столько в подготовке и переподготовке, сколько в оплате
их труда. И пока государство не изменит свою политику в
этой сфере, ничего не изменится. Сейчас разрабатывается
новая концепция оплаты труда бюджетников. На недавнем заседании
правительства я выступал с критикой этой концепции, несмотря
на то, что в ней есть и позитивный элемент. Например, предлагается
отказаться от Единой тарифной сетки. Думаю, это правильно:
невозможно всех бюджетников - врачей, педагогов, библиотекарей,
работников культуры - стричь под одну гребенку. Существуют
разные типы труда, различные виды персонала - рабочий, обслуживающий,
административный, и их нельзя выстраивать в одну линейку
тарифной сетки. Но менять систему оплаты труда без решения
вопроса об увеличении средней зарплаты учителя - просто
бессмысленное занятие. В этом смысле я совершенно не удовлетворен
правительственным подходом, так как никаких федеральных
гарантий даже того, что не произойдет уменьшения оплаты
труда, в обсуждаемой концепции нет. Минтруд предлагает,
чтобы федеральные власти утверждали схему оплаты труда,
которая носит рекомендательный характер, а регионы и муниципалитеты
наполняли бы ее деньгами, исходя из местных возможностей.
Фактически речь идет о том, что государство отказывается
от каких бы то ни было механизмов гарантирования оплаты
труда, за исключением МРОТ. Но минимальный размер оплаты
труда уже давно никакого отношения к прожиточному минимуму
и стоимости жизни не имеет. Поэтому если предложенная Минтрудом
концепция будет принята, то у государства не будет инструмента,
позволяющего влиять на политику в сфере зарплаты. А такой
инструмент, на мой взгляд, государству необходим. Потому
что, если мы хотим иметь единое образовательное пространство,
если говорим о единых стандартах образования, в которые
должны войти в том числе и требования к обеспечению образовательного
процесса, если говорим о единых государственных экзаменах,
призванных увеличить доступность образования, то, конечно,
мы должны иметь и федеральную политику в сфере оплаты труда
учителя. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, отвечу так:
привлечь учителей можно зарплатой, это самый главный экономический
механизм.
Конечно, есть и локальные механизмы. Например, чтобы привлечь
в школы педагогов-мужчин, мы предлагаем дать отсрочку от
армии не только сельским, но и городским учителям. Однако
решение этого вопроса тормозят те, кто придерживается другой
точки зрения: нужно вообще отменить любые отсрочки...
Нехватка учителей - только одна сторона проблемы информатизации
российского общества. Другая - устаревшая техника в школах
или ее отсутствие.-
- Я бы не впадал в такой пессимизм. Недавно я был в Самарской
области и во многих сельских школах видел новейшее оборудование.
Даже воспользовался электронной почтой, когда не было возможности
позвонить в Москву по телефону.
Если говорить в целом, конечно, обеспеченность комьпьютерами
школьников недостаточна, не говоря уж о домашних компьютерах.
Но шаг за шагом эта проблема решается.
Деньги выделяются не только целевой федеральной программой,
но и региональными бюджетами. Многое в вопросе оснащения
компьютерами зависит и от местных властей. В 2001-2002 годах
на компьютеризацию выделялось примерно по миллиарду рублей
из федерального бюджета, и в этом году по программе "Развитие
единой образовательной информационной среды" предусматривается
финансирование в сумме полутора миллиардов рублей. Когда
мероприятия в рамках программы реализуются на местах, идет
паритетное финансирование, то есть часть денег выделяют
регион, местные власти.
- А как вы относитесь к тому, что выход во Всемирную
паутину открывает доступ детей к сайтам сомнительного содержания?
- В интернете есть предупреждающие ограничения по содержанию
сайта. Но такое ранжирование делают те сайты, кто эту систему
поддерживает. На всяких "левых" сайтах никаких
предупреждений нет. Конечно, можно запаролить компьютер,
чтобы ребенок не мог пользоваться им, когда родителей нет
дома. Но я не сторонник таких мер. Главное ведь не в этом.
Нужно, чтобы интерес возникал к другим вещам. И это вопрос
воспитания, обстановки в обществе, в классе, в семье. Это
вопрос того, что может дать учитель, какие ценности в ребенка
вложила семья. Ведь один человек не может воровать, даже
если что-то лежит без присмотра, а другой украдет запросто...
- Предусматривает ли бюджет какие-либо средства на мультимедийные
учебники? На ваш взгляд, они эффективны?
- В рамках программы "Развитие единой образовательной
информационной среды" около 400 миллионов рублей выделяется
на создание электронных средств учебного назначения. В том,
что они очень полезны и эффективны, мог убедиться каждый,
кто хоть раз работал с интерактивным учебником, с CD. Это
мощный инструмент, дающий возможность пользоваться всеми
научными и культурными богатствами цивилизации особенно
тем, кто живет не в столичных городах.
- А как вы относитесь к дистанционному образованию?
- Я считаю, что это очень перспективная форма обучения,
нуждающаяся в государственной поддержке. В Госдуме сейчас
находятся на рассмотрении поправки к Закону "Об образовании",
как раз касающиеся дистанционных технологий.
- Новые информационные технологии сегодня все больше
становятся необходимыми не только учителям информатики,
но и всем остальным предметникам. Собственно, эту задачу
и решает Федерация Интернет Образования, на базе региональных
центров которой обучаются тысячи российских педагогов. Как
вы оцениваете деятельность Федерации?
- Очень высоко. Это один из немногих пока примеров, когда
крупный бизнес занимается социально значимыми проектами.
- А льготы таким компаниям предусмотрены?
- Это пока нерешенная проблема. После того как вступил
в силу Налоговый кодекс, между ним и Законом "Об образовании"
возникли коллизии. Налоговики их трактуют в пользу налогового
законодательства. Сейчас мы внесли на обсуждение три различных
законопроекта, в том числе изменения в Налоговый кодекс,
которые в какой-то степени должны восполнить льготы, которых
сфера образования лишилась. Я не призываю плодить льготы.
Государство должно стремиться сделать единую налоговую среду,
уменьшить число льгот, чтобы уменьшить число лазеек для
ухода от налогообложения. Но образование - это особая сфера
ответственности государства. Оно должно создавать для образования
преференции, которые для других сфер неприемлемы. Поэтому
льготы для тех, кто инвестирует в образование, на мой взгляд,
необходимы.
|