Язык есть инструмент социальной власти;
поскольку выразиться нейтрально невозможно, всякое
использование языка предполагает воздействующий эффект.
Блакар
Одна из основных интриг президентских выборов - противостояние
Владимира Путина и Григория Явлинского, заявившего о своих претензиях
на выход во второй тур. Реальный вопрос для наблюдателей - насколько
удастся лидеру «Яблока» увеличить симпатии избирателей по сравнению
с неудачно проведенной этим движением парламентской кампанией.
Важным средством достижения высоких показателей стало использование
Явлинским в президентской гонке разнообразных коммуникативных
стратегий воздействия с помощью СМИ, роль которых была ведущей
и у Путина. В соответствии с электоральными ожиданиями в данной
ситуации образы обоих политиков специально модифицировались через
СМИ. Для главного претендента на президентство изменения предусматривали,
во-первых, смягчение его сложившегося образа «жесткой руки», а
во-вторых, снятие мифа о «черном ящике», т.е. достижение большей
«прозрачности» и понятности Путина как человека и политика, а
для завоевания большей базы поддержки в разных группах электората
особое внимание уделялось транслированию его программных установок.
В кампании же Явлинского акцент делался на преодолении впечатления
о «вечном оппозиционере», выстраивался имидж деятельной и сильной
личности. Видно, что обе кампании были ориентированы на создание
облика «сильной личности с человеческим лицом», ориентированной
на преобразования в стране и уверенной в победе на выборах. Об
этом так или иначе твердилось в обращениях к доверенным лицам
обоих кандидатов. «Я знаю, что нужно делать. Выигрывает не
тот, кто сильнее, а тот, кто идет до конца. Не граждане для государства,
а государство для граждан - главный тезис моей политики» (Явлинский.
Выступление перед доверенными лицами, 3.III.2000). «Национальная
идея существует» - это «потребность во внятных, действительно
реализуемых задачах, это требование к власти отвечать за свои
слова, за свои обещания конкретными действиями и результатами»;
это «соблюдение закона, конституционной дисциплины, правовой
порядок в стране»; «достоинство граждан и национальное достоинство
страны в целом» (Путин. Выступление перед доверенными лицами,
28.II.2000).
Выстраивавшийся образ Явлинского «звучал» рефреном в выступлениях
и в печати по-разному: личность - харизматическая, яркая, сильная,
активная; экономист-интеллектуал, знающий, что сделать для общества;
единственный кандидат, опирающийся на весь демократический электорат
и уверенный в победе. Стратегический образ Путина: сильный и жесткий
политик, способный обеспечить порядок, сохранив демократические
свободы; при этом он - честный, верный, ответственный, проницательный
и владеющий собой человек.
В этой работе с помощью выявления так наз. речевых стратегий
на основе анализа текстов Явлинского и Путина (список телепрограмм
и публикаций - источников цитат дан в конце статьи) я попытаюсь
проследить, как именно через коммуникативные средства влияния
формировались их образы в президентской кампании. Качественное
изучение выступлений кандидатов в президенты сопровождено выборочным
количественным анализом, иллюстрирующим обнаруженные тенденции.
Кампания Явлинского, по мнению многих аналитиков, была яркой,
агрессивной, масштабной - примерно два десятка выступлений и интервью
только в электронных СМИ. Столь же эффектными, наступательными
были и используемые им коммуникативные приемы.
1. Слова-маркёры, произносимые в изобилии и постоянно, которые
транслировали образ «энергичного и продуктивного деятеля» вопреки
уже сложившемуся впечатлению о бездеятельном «господине «Нет»:
практический, деятельность, жизнь, активный, реальный, продуктивный,
четкий, понятный, ясный. К ним прибавляются брутализмы, акцентирующие
жесткую позицию в отношении врагов - головорезы-террористы.
2. Из текста в текст переходят лирические истории из личной жизни,
философские рассуждения и т.п., показывающие морально-этические
качества в целях коррекции образа конфликтного человека, все время
говорящего «нет». Демонстрируются психологическая глубина, интеллигентность,
христианская способность к пониманию, прощению, примирению, принятию
чужих ошибок и подчеркивается тяга к самосовершенствованию. («Я
вообще не представляю жизнь без ошибок... всякое бывает... ну
хорошо, судья ошибся, а может быть правила ошиблись? А что если,
когда правила делали, ошиблись? Это же все жизнь! Плохо, когда
нельзя исправить... поэтому нормальные люди в этих условиях...
даже поддерживают того, с кем это случилось») (Третий тайм).
3. Выступления наполнены речевыми средствами компрометации основного
противника - Путина - ради создания фона для своей кандидатуры
как «единственно возможной». В текстах повторяются четыре темы
критики и.о. Президента и его политики: Путин - то же самое, что
и Зюганов («один явный коммунист, другой - скрытый коммунист»).
Путин = полицейское государство в России; Путин = война в Чечне,
убийства и преступления; Путин = анекдотичное заявление о НАТО.
Для дискредитации используются как прямые высказывания, апеллирующие
к рациональному восприятию («я не могу анализировать бессмысленные
заявления»; «Кремль демонстрирует неспособность ни к какой
другой политике, кроме политики силы»; «это просто уничтожение
людей и вещь совершенно бессмысленная и бесцельная» - о Чечне;
«меня, правда, беспокоит, потому что... складывается впечатление,
что между ним и Зюгановым ну нет никакой разницы»; «вся
политика... - либо вербовка, либо активные мероприятия»),
так и косвенные способы, воздействующие и на иррациональное, -
когнитивный метод «загадка», псевдологические выводы, риторические
вопросы, метафоры, ирония, гиперболы («если... вам нужно было
бы уехать и с кем-то оставить своих детей, чтобы через четыре
года вернуться и найти детей хотя бы примерно такими, какими бы
вам хотелось их видеть. Вот смотрите на кандидатов в президенты
и попробуйте себе ответить на этот вопрос»; «спектакль
престолонаследия»; «хотите взять на содержание что ли Чечню? А
как вы жизнь будете налаживать, если вы предполагаете в каждом
человеке, что он ночью придет и вас зарежет? Зачем же вы туда
посылаете уголь и дрова?»; «как бы Путин вас не замочил
вместе с вашей котельной»; «и этот стиль ведения дела,
когда не надо думать... надо решительно трясти! Правда, платишь
ты ценой других людей»; «он ждет суфлерских подсказок,
но суфлерская будка на сцене не одна, и из каждой кричат разное...
главный герой все смешивает и выдает дикую абракадабру... у зрителя
глаза на лоб, но тут интеллектуалы начинают искать смысл в его
монологах» ; «можно устроить приемную в Брюсселе, пусть
каждый индивидуально вступает себе в НАТО. Поехал, сдал экзамен,
приняли тебя в НАТО... Сколько нужно времени для того, чтобы всех
российских солдат обучить английскому языку?»
4. Обильно используются средства выразительности речи, усиливающие
эмоциональное воздействие на воспринимающих, акцентирующие те
или иные компоненты образа кандидата: харизматический лидер, яркая
индивидуальность, умный и сильный политик. Эти приемы влияют в
первую очередь на иррациональный уровень и сопоставимы с эриксоновскими
гипнотическими техниками воздействия - трюизмы, парадоксы, повторы,
апелляции к эмоциям, метафоры, риторические вопросы, а также резонерские
и шутливые фразы, конфронтационные реплики. (Трюизмы: «Быть
женой - работа; вообще всякое хорошее дело - это работа, знаете?
Ведь хорошее само по себе никогда не получается... А женой врача,
который ничего не зарабатывает и тоже каждый день рискует заразиться
или совершить ошибку?... А женой кого угодно?». Парадоксы:
«У меня есть очень мощные союзники в лице прежде всего администрации
президента, находящейся в Кремле»; «как этот самый «против всех
« сможет отстаивать ваши права после выборов?». Повторы: «В
политике цена ошибки может быть настолько большой, что она может
оказаться непоправимой для многих людей, которые являются жертвой
этой ошибки. Но смысл понятия ошибки в политике - это исправление
ошибки. В политике часто допускаются ошибки, и отношение к этому
может быть только одно - все, что можно, надо исправлять».
Апелляции к эмоциям: «Представляете?»; «а вы мне скажите, у
вас дети есть?». Метафоры: «Знаете, в Центральной Африке
где-нибудь, где нужны только воины с копьями и с топорами, а женщины
- только, чтобы лечить раны. От этого хотелось бы как можно быстрее
уходить». Риторические вопросы и резонерские высказывания:
«Почему я должен думать, что будет все как-то иначе?»; «получить
вот так престол для того, чтобы сохранить ту систему экономическую,
которая привела к тому, что в 21 веке один из самых уважаемых
губернаторов собирается решать вопросы котельной в Кремле?»; «а
...кто может претендовать на то, что он знает правду про все?
В этом смысле политика абсолютно честной не может быть. Но она
может быть полезной для людей, а может быть опасной для людей».
Шутки как заигрывания с избирателями, добавляющие к образу черты
«своего парня»: «Хорошее, замечательное, абсолютно положительное»
- об отношении к спиртным напиткам; «закуской может быть
все... если хочется выпить, то все просто закуска». Прямая
конфронтация: «А вам не надо?».)
Складывающийся в результате образ Явлинского оказывается весьма
многослойным, противоречивым и трудно читаемым, что может снижать
доверие избирателя, производя впечатление искусственно сконструированного.
Активно создаваемый образ «яркой, сильной личности» плохо сочетается
со спонтанно или сознательно проявляющейся интеллигентной гибкостью,
адаптивностью к разным аудиториям и стилистикам передач (что само
по себе хорошо), мягкостью и податливостью, так как во многих
интервью Явлинский позволяет себе «идти» за ведущим. Однако образу
толерантного интеллигента с «этикой понимания» противоречат усиливающиеся
по ходу кампании агрессивные нападения на Путина. В сознании избирателя
трудно совмещаются маски «пафосного спасителя России» и легкомысленного
«рубахи-парня», позволяющего себе шутить на вполне серьезные темы
вроде НАТО. Проявлению «продуктивного и деятельного» личностного
начала мешают давно известные и доселе не преодоленные многословие,
резонерство. Тем самым создается впечатление «заигрывающегося»
политика, впадающего в эйфорию, в аффект, теряющего чувство реальности
и контроль над собой. В предвыборных условиях, с одной стороны,
это, возможно, придавало сил и уверенности в успехе, но с другой
- вредило делу, ибо в итоге получился когнитивно сложный для восприятия
образ. Такой подход к его формированию провоцирует превращение
в восприятии «индивидуальности» в «индивидуализм» и даже в «эгоизм»,
«сильной, яркой личности» - в истерическую, с высокой степенью
демонстративности; и сквозь данную маску проступают знакомые черты
рассуждающего, резонерствующего, пассивного и к тому же конфликтного
интеллигента.
Если Явлинский в своей кампании шел по пути усиления образа,
то в кампании Путина был сделан акцент на смягчении стереотипа
чрезмерно жесткого человека, но при этом, как и у кандидата от
«Яблока», парадоксальным образом был достигнут почти противоположный
эффект.
1. В высказываниях главного претендента появляются интеллигентные,
извиняющиеся тексты, вроде бы снимающие «жесткость». Путин говорит
о том, что ему досадно и даже обидно, что его обвиняют в суровости,
жестокости, повторяет, что он «незлобивый», напоминает о том,
что ему приходится быть требовательным в силу возложенных на него
обязанностей и ответственности.
2. Вместо того чтобы подобный ход усилить какими-то эмоциональными
проявлениями, Путин, напротив, усиливает контроль над собой, и
эмоции, без того слабые, сдерживаются. Даже в ситуациях, возможно,
специально сконструированных имиджмейкерами для удобной демонстрации
«человеческих качеств», он остается «бескомпромиссным» и не пользуется
этими моментами. Так, в эпизоде с собачкой в интервью с М.Леонтьевым
Путин сразу отчуждается от нее: «Дети очень хотели маленькую
собачку. Я долго сопротивлялся, потому что у нас... грозная была
собака. К сожалению, погибла - попала под машину, и было очень
жалко... Дети захотели взять маленькую собачку и все-таки уговорили.
Сейчас непонятно, чья это собака больше, то ли жены, то ли детей».
Эффект от лирической истории, повторяемой почти в каждом интервью,
- о крестике, данном мамой вопреки желанию отца, - сводится на
нет формой выражения, исключающей наличие чувства: «Я выполнил
поручение мамы». Слишком лапидарно Путин отвечает на вопросы о
личной жизни и последовательно уходит от «эмоциональных вопросов»
- готовых ситуаций для проявления сочувствия. Вопрос матери солдата
по горячей линии: «Вы понимаете, что множество матерей страдают?»
Ответ: «Согласен, мы рассмотрим эту проблему». Сильные
душевные переживания будущего президента касаются исключительно
его служебных передвижений: «страдал - уйти или не уйти из
органов», «страшно переживал», «ломка жизни - с хрустом».
Это особенно оттеняет его человеческую сухость на фоне почти безэмоционального
рассказа о жене, перенесшей после аварии тяжелую травму. Кроме
того, «страдания» нивелируются «школярскими» афоризмами, такими
как о Кондрате Майданникове в интервью «Коммерсанту», что стало
поводом для шуток в СМИ и было изъято из того же интервью в книге
«Разговоры с Путиным».
3. Путин не только не нападает ни на кого из своих конкурентов,
но и защищает их от несправедливых, по его мнению, высказываний
(например, по отношению к Примакову в интервью с Доренко). Прежде
чем раскритиковать что-то, он часто произносит: «Я извиняюсь,
чтобы кого-нибудь не обидеть». Тем самым в восприятие транслируется
еще большая сила личности, ибо сильный человек не нуждается в
принижении своих противников для создания себе выгодного фона.
Вместе с тем это косвенно работает на важную для данного претендента
идею консолидированной России: у президента не может быть собственных
врагов, кроме врагов всей России, т.е. «бандитов и террористов»,
что еще раз служит отождествлению Путина с государством.
4. Путин постоянно, прямо или косвенно, обращает внимание на
то, что он - простой человек, исполнительный и ответственный чиновник,
нарочито «умаляет» значимость своей личности. Жесткий контроль
за проявлением индивидуальных черт, высокая степень стереотипизации
образа усиливаются солидным количеством клише, канцеляризмов,
общих мест: «имеет место быть в моем лице институт президентства»;
«готов на все, - ценой своей политической карьеры, - пора остановить
развал «СССР»; «верен своему долгу»; «мы - одна команда, единый
организм»; «благородная задача была у путчистов - сохранение СССР».
Он выглядит хорошим исполнителем, серым малоэмоциональным чиновником,
не помышлявшим о верховной власти, но раз предложили - не стал
отказываться, взял на себя всю ответственность. Это - не личность,
не индивидуальность, а винтик, часть государственной машины. Подобный
образ успешно накладывается на позитивный для левого электората
стереотип «слуги народа» - не индивидуалист, а коллективист; «личное»
не только не выше «общественного», но вообще почти отсутствует.
И для демократов это же может быть хорошим знаком: Путин выступает
как чиновник, потенциально способный наладить относительно независимую
от индивидуальности руководителя систему, что соответствует культивируемой
ценности развитых стран - приоритет над личностью, стоящей у власти,
правовой и экономической сфер. Получающийся образ сводится к тому,
что Путин - это функция: «назначенный исполнять обязанности» .
5. Образ «нравственной личности» (в противовес Явлинскому с его
психологически толстовской этикой понимания и душевной работой
по самосовершенствованию) у Путина строится на статичной этике
долга. Человека здесь опять нет, а есть носитель прописных истин
и норм, таких как верность, преданность, честность, бескомпромиссность.
Причем этот ряд понятий относится и к деловым качествам, и касается
свойств, необходимых в человеческих отношениях - в дружбе, например.
Те же черты, как видно по высказываниям, ценятся в товарищах;
о более «живых» качествах говорится скорее с упреком: «Он был
человек такой, надо сказать, беспечный» - о Собчаке. Так складывается
образ жизнеформирующих ценностей будущего президента - долг, служение,
работа, дело.
6. На фоне жесткого самоконтроля особенно контрастными и эмоционально
воздействующими оказываются пресловутые путинские брутализмы,
появляющиеся неожиданно, часто вне связи с контекстом: балбесы,
шмотки, чушь - 9 раз в одном интервью; «вплоть
до кур» - о приватизации; «не семечками на базаре торговать»,
прощелыги, карьерюги, окостеневшие мозги, разбабахать, дали по
зубам, шпана, покруче; перетащить - о втором туре. Есть и
грубоватые шутки - о неграх, катающихся на лыжах; история о посещении
стриптиз-бара в Германии: «соприкоснулись с прекрасным - пора
отваливать». Все это указывает на постоянно сдерживаемый (потому
особо значимый) внутренний аффект и, соответственно, на скрываемую,
хотя и прорывающуюся, «личностную витальную силу».
* * *
Для проверки проявившихся в содержательном плане тенденций я
дополнила данную работу тремя количественными параметрами анализа
текстов. Речь идет о: соотношении «я»-высказываний к «мы»-высказываниям
- показателе доминанты личности, индивидуальности, сильной личной
власти (Г.Почепцов); количестве определений к числу предложений
- показателе эмоциональности, выразительности речи, факторе воздействия;
количестве безличных предложений - показателе личной ответственности
и активности.
|
Явлинский
|
Путин
|
«я»/»мы»
|
1,80
|
1,05
|
определения
|
0,48
|
0,12
|
безличные предложения
|
0,02
|
0,12
|
Полученные количественные характеристики подтверждают стереотипность
речи Путина, его бесчувственность и, напротив, эмоциональность,
экспрессивность Явлинского. Низкое соотношение «я»/ «мы» и высокий
индекс безличных предложений у Путина указывают на самоотождествление
с государством, умаление своей роли и активности как самостоятельной
личности, затушевывание индивидуальности. У Явлинского же проявилась
вышеупомянутая нарочитая демонстрация своего «я», активность,
индивидуализм. Кроме того, «я»-высказывания Путин использует преимущественно
для личных историй и вводных предложений типа «я считаю», за которыми
идет, как правило, фраза: «Мы должны сделать следующее»,
«мы»-высказывания относятся к изложению программных установок,
действий на посту главы государства и т.п. У Явлинского «мы»-высказывания
преобладают в тактике самоотождествления с электоратом: «Мы
с вами вместе будем поступать таким образом», что способствует
формированию у избирателей ощущения «мы-группы». При декларировании
своих будущих политических действий и т.п. Явлинский использует
чаще всего «я»-высказывания.
* * *
Итак, Г.Явлинский применяет большой набор выразительных средств,
наращивая в избирательной кампании число приемов эмоционального
воздействия, проявляя себя как настоящий, или нарочитый, актер-политик.
«В боксе побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто идет до конца».
Его образ демонстрирует уверенность в победе, позицию превосходства,
энергичность, человечность, остроумие, живость, активность, предвосхищение
любой атаки своим нападением, показную самодостаточность, сверх-амбициозность,
конфликтность, индивидуализм, обесценивание противников, эйфорию,
переоценку возможностей, самонадеянность, надменность, подавляющую
других
манеру держаться. Это сложный, противоречивый образ: сквозь «сильную
личность» неизменно и настойчиво проступает знакомый интеллигент-интеллектуал.
В сочетании с экстравагантными информационными поводами, использованными
в кампании, все это зачастую производит впечатление хорошо подготовленного
и разыгрываемого на публике спектакля.
В. Путин в выступлениях до минимума сокращает активную стратегию
в соответствии со своим заявлением «я не веду предвыборную кампанию»;
всю «грязную работу», как видно, за него проделывают СМИ. «Дзюдо
- это не просто драка, это ритуал такой, уважение, почтение к
противнику, сила характера и самодостаточность». Компоненты его
образа: жесткость, невыраженность положительных эмоций, сдерживаемая
агрессивность, отсутствие чувства вины, самодостаточность, определенность;
«государственность» человека-функционера, верного своему долгу,
несущего возложенную миссию по спасению страны; сквозь сдержанность
и интеллигентность прорывается внутренняя личностная сила, харизма.
При богатстве и разнообразии используемых обоими политиками через
СМИ коммуникативных средств политического влияния в ходе предвыборной
кампании и в ее итогах проявилась известная закономерность формирования
имиджа. Образ ныне действующего Президента в восприятии избирателей
не обрел нужную динамику, следствием чего было меньшее, нежели
ожидалось, количество полученных им процентов голосов. Лидеру
«Яблока» не удалось создать более цельный, гармоничный, непротиворечивый
образ, который легче проникает в сознание. Еще существеннее то,
что восприятие не может перестроиться с такой быстротой, как это
он попытался сделать.
* * *
Разговоры с Владимиром Путиным. 2000, М.
Горячая линия с Владимиром Путиным. 2000. - Комсомольская правда,
14.III.
Железный Путин. 2000. - Коммерсанть, 10.III.
Моя цель... 2000. - Комсомольская правда, 24.III.
Обращение к гражданам. 2000. - Известия, 24.III.
Радиопрограммы. 2000: Маяк, 10.111.
Телепрограммы. 2000: ОРТ. - Время, 8.II, Взгляд,
6.III, Смак,
11.III, Женские
истории, 12.III, Здоровье,
12.III; РТР. - Зеркало, 23.I, Третий тайм, 12.III; НТВ.
- Итоги, 5.III, Старый телевизор, 7.III, Глас
народа, 14.III; ТВЦ.
- 13.III.
|