Счастливый эксперимент Пироговки
Московской благотворительной частной школе им. Н.И.Пирогова - 10 лет
Кому-то, возможно, эта дата покажется незначительной. Но, согласитесь, в нашей стране в эпоху безуспешных экономических реформ создание негосударственного учебного заведения уже сродни героизму, а вопреки тем же реформам сохранить школу и превратить ее в престижную - достойно гиннесовскому рекорду.
Впрочем, престижность и, тем более, элитарность не есть и изначально не были целью учредителей Пироговки. Здесь трепетно чтят и помнят слова Александра Меня, благословившего создание школы как светского учебного заведения, атмосфера в котором основывалась бы на общечеловеческих христианских истинах. "Необходимо создание экспериментальных школ, ни в коем случае не элитарных, - говорил мудрый священник. - Необходимо подготовить совершенно новую структуру образования, которая включала бы в себя те ценности, которые находятся в духовной традиции человечества... Это так же трудно как восстановить Храм Христа спасителя..."
Храм, как известно, щедро блистает над Москвой золотом куполов, а вот с образованием в стране как-то не заладилось. Пироговская школа, пожалуй, одно из немногих, если не единственное экспериментальное учебное заведение, педагогическому коллективу которого удалось практически воплотить мечту отца Александра. Кстати, именно ему принадлежит идея назвать новую школу именем выдающегося ученого, врача и педагога Николая Ивановича Пирогова.
- Пройденный нами путь был не легким, но красивым и правильным, - сказал на юбилейном вечере директор школы Михаил Смола. Умышленно избегая слов "спонсор" и "меценат", он поблагодарил друзей Пироговки за неизменную преданность и помощь. Особенно трогательно было слышать директорскую признательность ученикам. Кроме праздничного концерта, они преподнесли любимой школе многотомные собрания сочинений классиков русской и зарубежной литературы. Так что во второе десятилетие Пироговка вступит со значительно пополненной библиотекой.
Вообще взаимоотношения преподавателей и учеников заслуживают отдельного рассказа. По сути, Пироговская школа - это одна большая семья со своими традициями и правилами. Здесь, например, категорически запрещены жевательные резинки, сигареты и прочие дурные привычки. Причем запрет действует и вне школьной территории, распространяясь на всех без исключения взрослых и, естественно, детей. Излишние, на чей-то свободолюбивый взгляд, строгости с лихвой компенсируются туристическими походами, многочисленными экскурсиями и беспрерывным творчеством. А творить искусство пироговцы умеют. Рисуют, поют, танцуют, ставят спектакли и играют в них роли.
Хотя финансовый вопрос, как и во всяком частном учебном заведении, имеет определенное значение, все-таки талант и неординарность являются определяющими факторами для поступления в эту школу. "Одаренный ребенок не должен оставаться за стенами Пироговки только потому, что живет в малообеспеченной семье", - учредительный совет в этом единодушен. Тогда-то и приходят на помощь добрые люди - друзья.
Сегодня в Пироговской школе учатся более ста детей. Первые выпускники достойно выдержали экзамены и поступили в престижнейшие ВУЗы столицы. Районная Управа "Якиманка" предоставила пироговцам часть здания в 1-м Бабьегородском переулке. И не беда что старенькое, главное - у школы есть свои стены, есть уверенность в завтрашнем дне. А, значит, счастливый эксперимент Пироговской школы будет продолжаться.
Андрей Парнов
Театр
"Псих" в Табакерке
Верно ли, что у психа есть душа? Если будете поблизости от Чистых Прудов, то вы можете узнать об этом. Для этого надо посетить Театр-студию под руководством Олега Табакова.
Знатоки называют студию Табакеркой и утверждают, что на ее дне лежат фиалки для аромата. И тогда перед вами раскроется истинная душа Актера. И еще какая! Правда, иногда дирекция театра арендует зал в других местах, например, ЦДКЖ на Каланчевке. На провальные спектакли путь вам заказан: настолько интересен репертуар этого театра - одна постановка лучше другой. Пожалуй, театр Табакова - один из немногих студийных театров, сумевших встать на позиции масштабного творческого центра, благодаря превосходной актерской школе и удачному подбору пьес, которые живут и развиваются во времени. Об одной из них и пойдет речь.
По телевидению неоднократно демонстрировался фильм Питера Гринуэя "Повар, вор, его жена и ее любовник", начинающийся любопытной преамбулой: "Посвящается всем, кого я ненавижу". Если американский роман А. Минчина приближен к этой формуле, то инсценировка Андрея Житинкина в Табакерке носит несколько иной оттенок. Существует поверье, что человек, проведший в психушке хотя бы один день, не только навсегда запомнит сие учреждение, но и всю жизнь - подспудно, не признаваясь себе в этом, - будет туда стремиться.
Разворачивающиеся мизансцены поражают обилием человечности даже в строгом убранстве сцены: холодные комнаты только нацеливают зрителя на сопереживание. Романтический герой (в его роли Сергей Безруков), попавший в одну из московских психиатрических клиник, ищет света, добра и простоты даже в том кошмаре, участником которого он становится. Проходя сквозь строй персонажей пьесы, он натыкается то на главврача Лину Дмитриевну (Евдокия Германова), которая провоцирует больных на самоубийства, находя в этом особое наслаждение, то на Терпсихору Афанасьевну (Людмила Уланова), которая, в конечном счете, вызволяет его из больницы...
Несмотря на столь печальную тему, спектакль чист и даже праздничен. Однако венчающая его трагедия раскрывает перед зрителем обрыв - глубокий обрыв всего существа людского. Герой, через месяц после выписки, кончает жизнь самоубийством. Без всяких прикрас, предсмертных записок, в солнечный день, в чистой комнате своей московской квартиры, ставит табурет под свисающей петлей. Конец.
Андрей Житинкин, являющийся сегодня одним из самых "модных" режиссеров, поставил "Психа" в необычном видении: насытив спектакль скрытой эротичностью, заложив в него момент любви и боли, он направляет зрителя через мозаику событий на восприятие чужой души, которая становится ему столь близкой к концу действия.
"Опускайте занавес, фарс сыгран!" - так когда-то говорили во Франции. И этот спектакль оборвется неожиданно, заложив в наши сердца маленькую тайну. Но он одновременно даст ответы на другие тайны.
Итак, Театр под руководством Олега Табакова ждет своего зрителя...
Ян Смирницкий
Дежурная колонка
"Новое время" задерживается
В Иванове задумали издавать межрегиональную общественно-политическую газету Объединения "Яблоко" "Новое время" и распространять ее во Владимирской, Ивановской и Костромской областях. В октябре был подготовлен пилотный номер этой газеты, главным редактором которой стал депутат Ивановского областного ЗС, лидер Ивановской региональной организации Объединения "Яблоко" Александр Буданов. В номере размещена редакционная статья "Объединить цвет нации", рассказывающая о втором этапе VII съезда Объединения "Яблоко". Мнение о том, какой должна быть "яблочная" газета высказал заместитель председателя Объединения по партийному строительству Вячеслав Игрунов. В номере были заверстаны статья президента Ассоциации вынужденных переселенцев Суздаля Андрея Захватова о русских "таджиках" во Владимирской области, проблемная статья "Губит людей вода" члена Совета Костромской региональной организации "Яблоко", сопредседателя экологического движения "Во имя жизни" Валентины Ямщиковой, а также рассказ о презентации в Госдуме "яблочного", альтернативного правительственному, проекта бюджета-2000, воспоминания об академике Лихачеве и другие материалы.
Однако в октябре газета так и не увидела света. Во-первых, издание еще не зарегистрировано и, во-вторых, как объяснил ответственный секретарь газеты А.Миронов, средства на ее финансирование федеральным штабом "Яблока" до сих пор не выделены. Так что "Новое время" на территории трех регионов средней России пока задерживается.
Виталий Попов
|