Или проблема культурного наследия, сохранения культурных традиций. Не будем ходить далеко за примерами в глубь нашей истории, а возьмем политическую историю ХХ столетия. Я в своей последней книге "Очерки политической истории" назвал 18 полных и частичных депортаций. В 1944 году было осуществлено принудительное выселение всего чеченского народа. Сейчас, казалось бы, добровольно-принудительный выезд, но по существу мы наблюдаем процесс выдавливания чеченцев, который ведет к полному исходу населения с территории Чечни. Какой народ выдержит такое в течение полутора столетий? В результате каждой депортации в один день предавалось забвению все, что накопили предшествующие поколения.
Когда нас выселяли в1944 году, все наши семейные, родовые летописи - я уже не говорю о научных книгах, культурных ценностях - сжигались на площадях. И все, что мы имели, вплоть до изобразительного искусства, народных ремесел - все было уничтожено... То есть народ в 1944 году начинал историю с чистого листа. После возвращения из мест депортации 30 лет шло восстановление республики. Но на собственной земле, будучи титульной нацией, мы оказались изгоями. Мы были всегда только на вторых ролях. По существу фактическими руководителями республики были не чеченцы, а номенклатурные ставленники Москвы. Политического доверия и реабилитации в эти 30 лет чеченцы так и не получили. Если бы тогда, с 1957 по 1991 год, нам дали возможность быть хозяевами своей земли, в интересах восстановления нашей культуры, может быть, сегодняшних событий и не было бы. Будучи на вторых ролях, мы не успели ни окультурить, ни образовать наш народ, ни преодолеть ту отсталость, которая была порождена геноцидом и этноцидом.
После войны 1994-1996 годов не осталось ни одной библиотеки, вуза, ни одного музея и культурного учреждения. Вновь наша история, культурные традиции прерваны, и опять придется начинать с чистого листа. Вот почему у нас ничего не получается. Попытались создать свою государственность, и к чему это привело? Мы начали это делать со ставкой на силу, а это, естественно, в условиях России, которая не готова решать эту проблему демократическими методами, обернулось войной и очередным геноцидом.
- В чем Вы видите причины сегодняшнего чеченского кризиса ?
- В связи с распадом СССР началась борьба мировых держав за передел сфер влияния. Большой интерес для них представляют энергетические ресурсы, в частности, каспийского бассейна. Чечня, к сожалению, оказалась на острие борьбы разных геостратегий, суть которых в том, чтобы переделить опять сферы влияния, источники сырья и энергетических ресурсов, взять под контроль транспортные потоки. К сожалению, наш народ, по вине наших национал-радикалов, маргинальных лидеров, которые продали интересы собственного народа, оказался разменной монетой в этой геополитической игре. Это одна из причин кризиса. Вторая причина лежит в русле борьбы за власть, продолжающейся вот уже 10 лет внутри России. Политические элиты решили создать и постоянно поддерживать чеченский кризис в своих конъюнктурных политических целях, то в "тлеющем" состоянии, то в виде пожара войны - в зависимости от их сиюминутных интересов, с тем чтобы отвлечь внимание граждан от насущных проблем, решение которых власть провалила. И надо заметить, что место выбрано самое идеальное. Устраивая этот сценарий, они хорошо понимали, что им легко будет играть на эмоциях народа, который был изгоем в условиях советской системы, у которого накопилась огромная отрицательная энергия в силу преследований в течение ХХ века.
- Что Вы скажете об античеченской и антикавказской истерии в Москве?
- Я должен сказать, что сегодня Россия переживает один из самых, на мой взгляд, опасных периодов своей истории. В качестве аналогии можно вспомнить годы, предшествовавшие первой мировой войне: 1912-1913 года, когда в России начались еврейские погромы и главным лозунгом махровых черносотенных сил стал лозунг "Бей жидов - спасай Россию!" Сегодня борьба за власть в России настолько накалилась, что некоторое политические силы - боюсь, в какой-то мере и сама власть - пытается разыграть этническую карту. Это крайне опасно для страны, где проживает 160 этносов. Нельзя покушаться на хрупкий мир межнационального согласия в России. Это будет гибельно не только для российского государства, но и для самой власти. Кстати, наши недруги как раз подталкивают Россию на этот путь, ибо понимают, что межнациональные этнические войны приведут к закату большой России.
В различных регионах, в том числе и в Москве, действует целый ряд подзаконных актов, которые в сущности превращают Основной закон страны в тряпку. Допускается массовое нарушение прав человека. В сознание российских граждан закладывается стереотип: главная опасность - это чеченская мафия, чеченский терроризм. Подобная низкопробная пропаганда должна отвлечь внимание обывателя от тех проблем, которые власть давно должна была решить. Реформы не идут, жизненный уровень снижается, 80 процентов населения уже почти за чертой бедности, преступность и терроризм нарастают. Разве можно из-за отдельных преступников, которые есть в каждом народе, обвинять весь этнос? Причем наша страна сделала демократический выбор, стала членом Совета Европы, подписала все основные конвенции по правам человека. Однако принцип презумпции невиновности не соблюдается.
- Адекватна ли реакция президента Чечни А. Масхадова на происходящее в последние годы и в сегодняшней ситуации?
- Если ответить коротко, нет. Масхадов, с моей точки зрения, не оправдал доверия той части населения, которая за него голосовала. Он должен был стать президентом не только военной партии, которая привела его к власти, а лидером всех чеченцев, объединителем чеченской нации. Вместо этого Масхадов с самого начала занял позицию вооруженного меньшинства народа, стал выразителем интересов "новых" чеченцев. Вот это его главная стратегическая ошибка. А в Чечне продолжал нарастать вал криминалитета, стало доминировать позорнейшее для нас явление - работорговля, заложничество. По существу, лидеры Ичкерии дискредитировали чистую как родник и выношенную поколениями чеченцев национальную идею. Дискредитировано все чеченское общество, хотя народ в целом не виноват в криминализации республики, он оказался скорее жертвой. С одной стороны, есть вроде бы законно избранный президент, а, с другой стороны, по существу все решают вооруженные банды. Мало того, из-за попустительства Масхадова, а также федеральных властей Чечня оказалась превращена еще и в базу международного терроризма.
- А какова в таком случае доля ответственности российских властей?
- Несмотря на тяжесть вины Масхадова, ответственность несет и федеральный центр, который не выполнил ни одного решения, которое принималось в рамках Хасавюртовских соглашений и Московского договора 1997 года. Масхадову не помогли, с Масхадовым не определились раньше. Не надо было ждать три года, чтобы начать возрождение экономики, социальной сферы, создавать рабочие места. Если бы процесс созидания начался, это помогло бы Масхадову обуздать бандитизм. К сожалению, сам Масхадов не проявил должной инициативы и федеральный центр не выполнил принятых решений, которые могли стабилизировать эту ситуацию. Теперь, три годя спустя, эта политика признается тупиковой и во всем вновь обвиняются чеченцы и чеченский народ.
- К чему может привести расширение боевых действий в Чечне?
- Мы неоднократно говорили и подчеркиваем это сейчас, что силовым путем чеченскую проблему решить нельзя. А если быть точным, то речь идет не о чеченской, а о другой, более глобальной проблеме: процессе становления российского государства. Вопрос стоит так: или Россия подтвердит перед всем миром и перед собственными народами, что в России можно реализовать либерально-демократическую модель государства, или вновь будет реконструирована традиционная для России модель диктатуры. Чеченский народ оказался заложником именно этого процесса, который продолжается на наших глазах более 10 лет. От того, как решится эта проблема, зависит судьба не только чеченского народа, но и всех других народов России. Решить проблему становления российской государственности, ее либерально-демократической модели (а в ее рамках и чеченский вопрос) силой - нельзя. Ее можно решить только политическими методами, постепенно вырабатывая демократические традиции.
Кремлевская политика последних трех лет в Чечне опиралась на вооруженное меньшинство народа. Власть, созданная этой частью населения, была признана легитимной. А все остальные слои чеченского общества были отстранены от этого процесса, сотрудничество с ними было практически блокировано. Такая политика зашла в тупик. И сегодня пытаются решить эту проблему бомбами, ракетными и артиллерийскими ударами. Надо это немедленно прекратить. Как показывает мировой опыт, эффективную борьбу с терроризмом можно вести только специальными методами. Мы уничтожаем там школы, больницы, мосты, объекты жизнеобеспечения, а не только инфраструктуру боевиков. А завтра опять придется восстанавливать. Я уже не говорю об экологии, которая доведена до такого состояния, что этот край становится вообще непригодным для жизни. Российским властям надо повернуться лицом к лояльной по отношению к России части чеченского общества, которое в силу чрезвычайных обстоятельств оказалось разбросанным по всему миру, в России, в Чечне. Вот на эту, большую часть чеченского народа - просвещенную, образованную, лояльную к России - и надо опираться. Чеченский кризис можно преодолеть только с помощью самих чеченцев.
- Но для этого должна измениться и власть в России?
- Да, для этого нужна продуктивная власть в России, которая действительно перестанет использовать чеченский кризис для решения своих конъюнктурных политических целей, а будет пытаться решить эту проблему в интересах и чеченского народа, и долговременных стратегических интересах самой России. Для этого нужно только одно - изменить отношение к самим чеченцам. Признать их на деле равноправными гражданами России. Перестать разыгрывать "чеченскую карту".
- Видите ли Вы авторитетного человека, который мог бы реально возглавить процесс возрождения чеченского народа и чеченской республики?
- Я категорически не приемлю в политике позицию, которая базируется на харизме отдельных личностей. Это проявления фольклорного сознания - не только в Чечне, но и в России. Мы думаем, что спустится мессия, придет имам, вождь, лидер и спасет нас. В современном мире так не будет. Мы должны строить пирамиду с основания, сформировать цивилизованный взгляд. Я считаю, что в чеченском обществе достаточно умных, толковых, образованных, болеющих за свой народ людей. Я могу назвать три десятка таких фамилий. Прекрасная плеяда профессуры, много уважаемых бизнесменов - они у всех на слуху. Из этих людей можно сформировать действительно дееспособную команду, которая выведет Чечню из тупика. Но делать из отдельных людей божков нельзя. Это же старая библейская истина - не создавай себе кумира. А мы создавали: то из Дудаева, то из Завгаева. Нельзя сегодня вновь разыгрывать эту карту. Влиятельные фигуры в чеченском обществе есть, и федеральная власть должна с ними посоветоваться, а не начинать политические закулисные игры с разными группировками, создавать правительство в изгнании. Они сами решат, какую команду сформировать и какого лидера выдвинуть. И не одного, а двух, трех. Должна быть целая обойма равнозначных по своему политическому потенциалу людей, способных взять на себя ответственность перед народом.
Я вообще считаю, что для Чечни институт президентства не годится, потому что у нас господствовали коллективные формы правления. Исторически мы всегда жили свободными общинами и управлялись старейшинами. Следует вернуться к своей исторической традиции, заложив ее в новую политическую систему, которую мы будем создавать в Чечне. Для нас достаточно иметь парламент с верхней и нижней палатой. В верхнюю делегируются представители от этнических общин (тукумов), а члены нижней палаты избираются на основании всеобщего избирательного права по округам. Парламентское большинство формирует правительство.
- Какой Вы видите чеченскую государственность, она возможна в рамках РФ?
- Я убежден, что она возможна в рамках российского политического, экономического и культурного пространства. Именно это сегодня выгодно нашему народу. Если мы посчитаем, что государственный статус надо еще поднять, к этому можно будет вернуться через какое-то время, когда будем к этому готовы. Но не сегодня, в условиях разрушенной экономики. К тому же и Россия не стоит на месте. Я всегда говорил Дудаеву: не начинай это, будет большая кровь, потому что российское государственное сознание (не говоря уже об общественном сознании) сегодня не готово к демократическому решению этой проблемы. Я говорил: поможем России стать демократической страной, создать гражданское правовое общество. Вот тогда и наши проблемы, в том числе проблема более высокого статуса суверенитета, будут решены. Разве Франция не сама отпустила Алжир? Разве не она потом помогала Алжиру становиться на ноги? А опыт Содружества стран бывшей Британской империи? И таких прецедентов очень много. По мере зрелости общества вопросы суверенитета и государственности будут так или иначе решаться политическими, юридическими способами. Главное - не делать ставку на силу, не развязывать войну. Такой шанс у нас был. Я тоже за суверенитет, рано или поздно мы должны реализовать чеченскую национальную идею, в том числе и государственную идею. Но я также и за то, чтобы решить эту проблему в рамках содружества народов России, а не в рамках войны со всеми.
Беседу вел Усам Оздемиров
|