Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 30 (64) 28 августа 1999 года

ГОСТИНАЯ (4 страница)

  • Алексей Михайлов: "17 августа становится привычкой, а правительства в России больше нет".
  • Алексей Михайлов:
    17 августа становится привычкой,
    а правительства в России больше нет

    Рискуем предположить, что с наступлением предвыборной гонки рынок отечественных СМИ может под любым благовидным предлогом "завернуть" статью представителя "яблочного" мозгового центра, каким является Алексей Михайлов. Статья "Путина утвердили, а правительства в России больше нет" написана А. Михайловым специально для "Независимой газеты", но она отказала в публикации. При том, что редакция "Яблока России" разделяет мнение уважаемого автора, она с удовольствием отводит небезынтересным выводам Михайлова целую "Гостиную". Тем более, что и наш читатель к нему неравнодушен.

    А.Михайлов

    На третий день после отставки Правительства С.Степашина эту тему в сводках новостей вытеснили победа "Спартака", солнечное затмение и война в Дагестане. Страна привыкла жить без правительства. Никому уже не хочется запоминать фамилию премьера. За последние полтора года без стрельбы, без серьезных политических потрясений все, даже вечно оппозиционная Дума, привыкли, что правительство России - просто сильный департамент в Администрации Президента. Как это произошло?

    Весной 1998 года, когда пришел молодой премьер С.Кириенко, страна уже была обречена на кризис. Фундаментальная причина - экономическая политика сдерживания инфляции за счет резкого роста внутреннего и внешнего долга. Эта пирамида в слабой экономике России не могла не рухнуть. Просто дело времени. Две очевидные причины высокой "зрелости" кризиса весной 1998 года: сократившееся до нуля положительное сальдо торгового баланса (из-за переоцененности рубля и падения мировых цен на основные компаненты российского экспорта) и отток иностранного капитала с внутреннего рынка государственных ценных бумаг (из-за кризиса в Юго-Восточной Азии).

    Что было нужно делать? Или сразу же, весной 1998 - дефолт по государственным облигациям. Их "красивая" реструктуризация в долгосрочные бумаги без "грабежей" инвесторов. А девальвацию пока отложить на годик или растянуть на годик. Или - в августе 1998 - девальвация без всяких дефолтов. При девальвации втрое-вчетверо рублевый госдолг соответственно обесценивается и обслуживать его правительству на составило бы больших проблем. Девальвация сама по себе вещь неприятная, но это рынок, плата за прошлые ошибки. Но был и еще один элемент - трехмесячный дефолт по частным долгам российских компаний. Сочетание этих трех элементов в одном кризисе - это просто паника российского экономического руководства, это команда капитана "спасайся, кто может!" и первым - в шлюпку.

    Дефолт по частным долгам - вещь невиданная: государство разрешает российским частным компаниям не платить по их долгам перед иностранцами. Откуда взялась эта идея? А, оказывается, она возникла совершенно логично. С.Кириенко - вольно или невольно - поставил важный эксперимент над российской экономикой. Эксперимент партнерства между государством и крупными российскими корпорациями. С заявкой со стороны правительства не "сверху", а "на равных". Эксперимент полностью провалился. Во-первых, правительство не справилось с потоком лоббирования со стороны большого бизнеса и превратилось просто в инструмент его обслуживания. Несмотря на скандалы с отдельными "строптивыми" корпорациями. Во-вторых, российский большой бизнес не сдал экзамен на зрелость - не смог объединить свои экономические интересы. Все лето 1998 года крупнейшие российские банки продавали гособлигации и покупали доллары. Если бы крупные банки "попридержали" свои аппетиты - кризис можно было бы отсрочить минимум на год (благодаря кредиту МВФ). Но все слишком боялись неизбежности девальвации и скупали доллары: Этот случай хорошо описан еще в "Экономиксе" П.Самуэльсона: если кто-то один в толпе встанет на цыпочки - ему будет лучше видно. Но что будет, если все встанут на цыпочки? Тем не менее, С.Кириенко и С.Дубинин позволили все лето банкам переводить свои активы из гособлигаций в доллары, а затем дали еще три месяца (дефолт по частным долгам) для того, чтобы окончательно вывести все ликвидные активы из обанкротившихся банков. Бывшие "олигархи" имели весьма "мягкую" подушку в кризисе 17 августа. Чего не скажешь о тех, кто поверил российскому правительству, поверил в стабильность рубля, в надежность российских государственных ценных бумаг, кто хранил деньги в банках, да еще на рублевых депозитах:

    Только через пять лет после 1992 года появился слой деловых людей и служащих, чьи интересы целиком связаны с Россией, тех, кто кормил семью и платил налоги, кто официально получал неплохую зарплату, знал себе цену на рынке труда и имел сбережения в банках, - для них 17 августа обернулось потерей жизненных ценностей. Еще вчера они имели работу, имели свое дело, строили планы. После 17 августа все, чего они добились, перечеркнуто:

    Итак, правые запутали всех, включая МВФ, запутались сами и не смогли избежать жесточайшего кризиса своей экономической политики.

    Пришло новое правительство во главе с Е.Примаковым. Оно просуществовало всего девять месяцев, но поставило множество российских политических рекордов. Оно оказалось самым левым по составу правительством за все годы реформ. Но в то же самое время самое рыночное, самое правое правительство за все время реформ - левое правительство Примакова. Государство просто ничего не делало в экономике. Так во время кризиса не ведут себя даже самые отъявленные либералы в мире. Это только у нас: если что-то можно было не сделать - это не было сделано. Когда ничего не делаешь - предсказуемость полная. И спокойствие - ведь не за что отвечать. Зачем печатать деньги? Опасно, лучше ничего не делать. Не индексировать доходы населения. Не регулировать курс рубля, не писать программы для МВФ, но и не платить по долгам и т.д. Авось вывезет. А как же коммунистические рецепты спасения экономики? Почему Маслюков с Куликом и Ко не попытались осуществить эксперимент с коммунистической экономической программой? А может таковой вообще не существует? Коммунисты просто не знают, что делать в экономике и бояться дотронутся до чего-нибудь - вдруг взорвется? Вот по мелочи, где что плохо лежит - тут надо разобраться. Именно Правительству Е.Примакова достались самые жесткие обвинения в коррупции за все годы реформ.

    А что же тем временем происходило в экономике? А, как ни странно, все хорошо! Авось вывез правительство Примакова. Рубль достиг "дна" и стабилизировался. Достижение. Примакова? Инфляция "задохнулась" без денег (достижение!?) и дала резкий сброс конечного спроса в экономике: падение реальных доходов населения, падение инвестиций, падение экспорта. (Это фантастическая страна, фантастическая политика - падение курса национальной валюты приводит не к форсированию экспорта, а к его сокращению. Противоречит всем учебникам.) Но российская экономика оказалась на диво изворотлива и живуча! Она продемонстрировала невиданный за последние восемь лет экономический рост! Разгадка - в импортозамещении. Иметь переоцененный рубль - страшная нагрузка для экономики. Теперь она "распрямляется" - отечественные товары вытесняют импорт. Это хорошая новость. Правда, есть и плохая: рост в условиях сократившегося российского рынка неизбежно упрется в спросовые ограничения и выдохнется. "Российское побеждает" только за счет ценовой конкуренции. За счет дозагрузки производственных мощностей. Никто об инвестициях - топливе экономического роста - и не думает. Ни в реальном секторе, ни, тем более, в финансовом. Какой-нибудь разумной политики государства по переводу "структурного" роста в "объемный" нет и уже не будет.

    Еще одно достижение - Правительство Примакова начало выплачивать долги по зарплате. Избиратель рукоплещет. Где ему, несчастному, понять, что это за счет инфляционных доходов, за счет роста цен, от которого он пострадал. За счет того, что Примаков ему не повысил зарплату с ростом цен. Так нет, в росте цен виноват неизвестно кто - даже не Кириенко, а то ли Ельцин, то ли Черномырдин. А Примаков - благодетель.

    Еще достижение. Перестали платить долги России. И внутренние и внешние. Что? Кто-то протестует? Иностранцы говорят, что 2,5 цента на доллар, вложенный в государственные бумаги России мало - что ж, жадный не получит ничего (юмор В.Геращенко иногда бесподобен). Ага, согласились на 2,5 цента? Ну так не расслабляйтесь, мы ж не сказали, что сразу отдадим, вот у нас Минфин никак не может подготовить постановление правительства на эту тему (скоро, как год). Впрочем, если вы нам - кредиты МВФ, то так и быть, эти деньги мы МВФ и вернем. А с остальными еще поторгуемся.

    Есть, однако, бесспорное личное достижение Е.Примакова - через Думу при его непосредственном участии прошли поправки к законам, которые обеспечивают нормальную работу по соглашениям о разделе продукции при добыче полезных ископаемых. Теперь закон "О СРП" имени "Яблока" работает в полном объеме. Можно привлекать крупномасштабные иностранные и совместные инвестиции в реальный сектор вместо кредитов правительству, можно организовывать "очаги экономического роста". Правда, цены на нефть к этому времени упали, и энтузиазм к работе по СРП резко сократился. Новых соглашений так и не появилось, а старые, кажется, начинают буксовать:

    В целом можно констатировать: русский авось и русский хам посрамили своих критиков! Мы еще сильны! Ошибки правительства С.Кириенко перед Президентом очевидны - кто-то должен был ответить за 17 августа. Ошибки правительства Е.Примакова - опора на коммунистов, на оппозиционный парламент. Ясно, что это вызывало дикое раздражение Кремля.

    Но вот назначили С.Степашина. И не дали ему поработать даже "святые" 100 дней. Не успел человек сделать ошибок. А несомненное достижение есть - договорился с МВФ и с Парижским клубом кредиторов. Некоторые газеты поспешили объявить о том, что кризис недоверия России преодолен. Как бы то ни было, первый, необходимый шаг к этому действительно был сделан. И на следующий день без какого бы то ни было объяснения причин С.Степашин был отправлен в отставку. Так в чем ошибка С.Степашина? Видимо, в том, что он слишком серьезно воспринял свою работу в правительстве. Парламент неожиданно проголосовал его кандидатуру почти 300 голосами всех фракций. Это проблема. С.Степашин решил по Конституции сам предлагать кандидатуры на министров. Это тоже проблема. С.Степашин через неделю после своего назначения стал превращаться в "чужого" для Кремля. Наконец, рейтинг С.Степашина из небытия стал стабильно расти и достиг неплохих значений. Это - уже большая проблема. Ну, ладно, так и быть, дадим ему завершить переговоры с МВФ и получить деньги. И хватит!

    Какие выводы из этой ситуации надо сделать новому премьеру? Первая его задача - набрать в парламенте не больше 250 голосов. Когда выйдет эта статья, будет уже понятно, справился ли он с ней. Вторая - выстроить работу правительства в качестве департамента Кремля при демонстрации публике своей "крутизны". Третья - не допустить преждевременного роста своего рейтинга, но при этом повышать свою известность (иначе как же баллотироваться в президенты?). Конечно, эта третья задача - самая сложная.

    Какие выводы из этой ситуации надо сделать Государственной Думе? Правительство С.Кириенко показало, что и студент в России может управлять государством. Правительство Е.Примакова - что правительством можно вообще не управлять. С.Степашин и В.Путин невольно поставили точку: оказалось, что Правительства в России может вообще не быть. Не надо слишком серьезно относиться к правительству - его через пару дней могут отправить в отставку. За что? "В целях изменения политической конфигурации:"

    Впрочем, вернемся к теме. По своей мощи кризис 17 августа - это второе издание "шоковых реформ". И, к сожалению, опять в том же импровизационном исполнении. В 1992 году это заставляло задуматься о квалификации исполнителей. В 1998 - о том, кому это выгодно. Что ж, в этом смысле рынок победил. "Шок" 1992 года захлебнулся во всеобщих неплатежах и завершился "откатом" осени 1992 года. Постепенное ужесточение бюджетных и денежных ограничений 1993-1994 годов вызвало новый виток экономического спада и "черный вторник" 1994 года. Издание варианта "долговой экономики" 1995-1998 годов взорвалось кризисом 17 августа. Содержание экономической политики конца 1998-1999 годов (сознательное или нет) - сдерживание доходов населения при четырехкратной девальвации рубля и двукратном скачке внутренних цен во имя экономического оживления. Но потенциал этого оживления близок к исчерпанию. А это значит, что осенью-зимой 1999 года Россия вновь вступает в полосу экономической и политической (в связи с выборами) нестабильности. 17 августа - больше не дата. Теперь это - термин. И привычка.

    Алексей Михайлов,
    Депутат Государственной Думы (фракция "Яблоко")