Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 24 (58) 24 июля 1999 года

8 страница

  • Наталия Демина. "Счастье - пустынное слово среднего рода"
  • Виталий Попов. Юбилеи.Феномен Шукшина.
  • Валентин Серых. Фестивали. Десять дней как один сеанс
  • Евгений Пересыпкин. Спорт. Победителей угощают. Пирогами и пивом
  • "Счастье - пустынное слово среднего рода" -

    - выстукивает пишущая машинка. Александр Володин любит выпить, и этот грех, за долгие 80 лет жизни, научился себе прощать. Прогнав черные мысли 2-3 рюмками приходит к подружке-машинке и разговаривает с ней по душам. Незаметно рождается книга…. Издательство Фонда Русской поэзии при участии Московского театра "Современник" выпустило "Записки нетрезвого человека" (Санкт-Петербург, 1999).

    Так вышло, что в юность знаменитого драматурга, лирического поэта Александра Володина (р.1919) вошла война, потом было творчество - пьесы, сценарии к кинофильмам, БДТ и Товстоногов, волшебная магия "Пяти вечеров", потом была семья, жена и дети.

    Помните как Вера, героиня фильма "Пять вечеров", великолепно сыгранная Людмилой Гурченко, рассказывает о прощании с возлюбленным? Одна из лучших сцен фильма не была придумана Володиным. Уезжая на фронт он расставался со своей будущей женой:

    "И вот, сидим в грузовых машинах, еще не стриженные. Женщины кругом плачут, а она смотрит и говорит:
    -Видишь, какая я у тебя бесчуственная… И запнулась. Моторы уже тарахтят, плохо слышно.
    -Что ты сказала, не понял?
    -Я сказала: видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена?"

    Тихий вечер… Машинка не знает, как смелы и безрассудны мы бываем в юности. "…Жизнь видится огромной, существовать до самого конца только этим, только здесь - страшно, дико. …Многие не случайно бросают институт, уезжают в дальные места… Лишь много лет спустя станет понятно, что это и здесь может наполнить жизнь целиком."

    Желязяка, что она может сказать о любви. Ее сердце-колесико не знает страстей и печали… "Когда мы влюблялись, не казалось ли нам, что это - на всю жизнь? Сколько раз мы ошибались в этом. Когда мы переходили на другую работу, не радовались ли мы обилию новых людей, новой жизни, непохожей на прежнюю?

    А когда мы привыкали к этим людям, как разочаровывались. Сначала в этом человеке, затем в том, как стали безразличны многие, а другие остались такими же незнакомыми, как прежде. И только несколько человек, а когда мы немолоды - один или двое, оставались нам друзьями. Так мало..."

    "Друзья мои, остались только вы,
    Рои людей вращаются несметны,
    Но кажется, среди людей планеты,
    Друзья мои, остались только вы…"

    Механическое устройство, не осознающее свою конечность в пространстве и времени, оно не боится смерти. Оно не может понять Пушкина, последними словами которого были "Выше, выше...", Шаляпинское: "Жизнь не удалась." Что скажет каждый из нас? Не вспомнит ли С.А.Герасимова: "Недолго музыка играла", Дантона, которому посоветовали уехать из Франции, а он ответил "На подметках землю Франции не унесешь" Хотелось бы как Гоголь воскликнуть "Не мешайте, мне хорошо."

    Машинка хочет спать, но ее хозяин еще не поговорил с ней о самом важном.

    "Свобода," - буква за буквой рождается на бумаге, -
    "Это слово буду писать на отдельной строчке, потому что это важно".
    Щелк, и вот уже новая строка.

    "Свобода
    от всех мнений, и оценок, и переоценок, и скидывания со счета."
    Щелк.

    "Свобода
    от правых, которым вчера можно было все, и от левых, которым можно почти все сегодня."
    У машинки свобода слова - справа налево, и только насилием можно заставить ее повернуть назад.

    "Свобода
    от общества, в котором нельзя жить и быть свободным от него.
    Не знал еще, что останусь несвободен от самого себя, глядящего себе в душу".

    В диалоге умного, тонкого и ироничного человека с терпеливой машинкой, знающей теперь, что такое "свобода", "любовь", "дружба" и "подлость" родились "Записки нетрезвого человека". Короткие строчки прозы, перемежаемые пронзительными стихами, передают ощущения свободного человека в несвободной стране.

    Наталия Демина


    Фестивали

    Десять дней как один сеанс

    Валентин Серых

    Слухи о преждевременной кончине Московского международного кинофестиваля оказались несколько преждевременными - XXI ММКФ стартовал 19 июля.

    Отборочной комиссией, которую возглавил Кирилл Разлогов, отобрано для конкурсного просмотра 18 картин, среди которых лента классика японского кино Кането Синдо "Жажда жизни", комедия итальянского режиссера Марио Моничелли "Грязное белье", российский фильм Владимира Хотиненко "Страстной бульвар", картина молодого казахского режиссера Абая Карпыкова "Фара". В числе конкурсных - ленты из США, Бразилии, Греции, Финляндии, Филиппин и Вьетнама.

    Внеконкурсная часть фестиваля открылась показом фильма "Няня" известного итальянского режиссера Марко Белоккио, ставшего первым обладателем фестивального приза - статуэтки Георгия Победоносца - за выдающиеся заслуги в развитии мирового кинематографа.

    Впервые на кинофестивале развернута программа "Восемь с половиной", названная так в честь одноименного фильма классика мирового кино Федерико Феллини, получившего в 60-х годах главный приз Московского международного кинофестиваля. В ней перед зрителями предстанут новые голливудские фильмы Джима Джармуша "Призрачный пес: путь самурая", Ягучи Шинобу "Выброс адреналина", Бернардо Бертолуччи "Плененный", Цай Миньляна "Дыра", Питера Гринуэя "Восемь с половиной женщин" и другие, которые объединяет, пожалуй, то, что в поисках новой пластики и оригинальных сюжетных перипетий их авторы пытаются освободить язык кино от наезженных штампов и апробированных мыслей.

    В рамках ретроспективных показов зрители увидят подготовленные Госфильмофондом тематические программы отечественных фильмов "Кино оттепели" и "Мифология русской провинции", а также ретроспективу фильмов под общим названием "Война и мир на Балканах".

    В рамках кинофестиваля пройдет юбилейная демонстрация фильмов Василия Шукшина, которому в эти июльские дни исполнилось бы 70 лет. Решено возродить традицию ММКФ 70-х годов и юбилей Василия Макаровича отпраздновать не только ретроспективой созданных им фильмов. Кинематографисты отправятся и на малую родину Шукшина - в село Сростки Алтайского края.

    Юбилеи

    Феномен Шукшина

    Виталий Попов

    Василий Шукшин метеором ворвался в отечественную литературу и кинематограф. И сгорел, когда ему едва исполнилось сорок пять. Он скоропостижно скончался ночью в экспедиции - на Дону тогда шли завершающие натурные съемки фильма Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину". у Шукшина остановилось сердце. Говорят, что его могли бы спасти несколько глотков коньяка...

    А до этого у него была серьезная жизненная школа - работал в родном алтайском колхозе, слесарил, плотничал, служил на флоте. Поступать во ВГИК на режиссерский факультет он приехал в солдатских галифе и сапогах, практически ничего не зная о своей будущей профессии. Ему повезло: Марлен Хуциев на собеседовании заинтересовался незаурядной личностью этого деревенского неуемного парня. И решил дать ему шанс. Впоследствии Василий Шукшин осваивал режиссерскую профессию в мастерской Михаила Ромма. Сниматься в кино он начал, еще будучи студентом, а известность пришла к нему после фильма Марлена Хуциева "Два Федора". Сергей Герасимов пригласил его сняться сначала в эпизодической роли в "Журналисте", а затем занял в главной роли в картине "У озера". Во время работы над фильмом Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими", в котором Шукшин играл роль председателя колхоза, вышел в свет первый сборник его рассказов. Он очень гордился появлением своей первой книги...

    По собственным сценариям Шукшин снял картины "Живет такой парень", "Странные люди", "Печки-лавочки", "Калина красная". За последний фильм он был в 1976 году удостоен звания лауреата Ленинской премии. Уже посмертно...

    Нельзя не отметить и еще одну грань таланта Василия Шукшина - он успешно пробовал свои силы в драматургии. Его пьеса "Энергичные люди" с успехом шла в Ленинградском БДТ Георгия Товстоногова и на сценах других театров.

    Незадолго до своей смерти, в составе съемочной группы фильма "Они сражались за Родину", Василий Шукшин побывал в гостях у Михаила Шолохова в станице Вешенской. Патриарх отечественной литературы радушно принял Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова, Юрия Никулина, Ивана Лапикова, Георгия Буркова, а с Василием Шукшиным у него состоялся отдельный серьезный разговор. Михаил Шолохов был знаком с прозой Шукшина. И если к его рассказам и к чудикам-персонажам он относился по-доброжелательному снисходительно, то исторический роман Василия Шукшина "Я пришел дать вам волю" о Степане Разине Шолохов оценил очень высоко. Более того, Михаил Шолохов уговаривал Шукшина наконец-то определиться со своим призванием и бросить суетную режиссерскую и актерскую киношную жизнь, увидев в нем задатки прозаика высокого полета.

    В одном из последних интервью Василий Макарович признавался, что разговор с Шолоховым произвел на него глубочайшее впечатление, и он задумался над тем, что кино, пожалуй, ему действительно надо бросать и целиком посвятить себя прозе...

    К сожалению, для Василия Шукшина жизнь оказалась настолько короткой, что свой последний выбор он так и не успел сделать.

    На снимке (вверху): Лидия Федосеева-Шукшина, Георгий Бурков и Василий Шукшин в фильме "Печки-лавочки".


    Спорт

    Победителей угощают. Пирогами и пивом

    Евгений Пересыпкин

    Хабаровская молодежная организация Объединения "Яблоко" организовала и провела в июне первый чемпионат по футболу среди студенческих команд города. В заключительном матче соревнований, которые проходили в два круга в парке имени Аркадия Гайдара, встретились команды Педагогического университета и ТВА (местного телевидения). Будущие педагоги первыми провели в ворота своих соперников три мяча, но инициативу удержать не сумели и в итоге все-таки потерпели поражение. Третье место заняли футболисты из Медицинского университета.

    Награды победителям вручал руководитель Хабаровской городской организации Объединения "Яблоко" Владимир Беляев. В качестве поощрения им, между прочим, пришлось отведать яблочные пироги и пиво. Организаторы выразили признательность спонсорам турнира: магазинам "Пингвин", "Мирс", ОАО "Амурпиво" и бару "Князь Серебряный".

    Осенью текущего года Совет молодежной "яблочной" организации намерен организовать второй студенческий чемпионат по футболу, в котором примут участие все вузовские команды города.