Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 24 (58) 24 июля 1999 года

6 страница

  • Усам Оздемиров. Дешевый бензин - удел бедных.
  • Т.В. Егоров. г. Глазов (Удмуртия). Чередовать анализ с "агиткой" (мнение читателя о газете)

    Яблоко: день за днем

  • Виталий Куперман. Курчатов. Изучаем технологии.
  • Евгений Пересыпкин. Хабаровск. В петле нищеты
  • Виталий Евсеев. Иваново. Школа будущих политиков
  • Виталий Попов. Ленинградская область. Губернаторский гон
  • Виталий Викторов. Архангельск. Не надо грязи

  • Дешевый бензин - удел бедных

    Усам Оздемиров

    В последнее время ответственные правительственные чиновники и эксперты всерьез заговорили об угрозе наступления в стране топливно-энергетического кризиса. На прошедшем в начале июля съезде Союза нефтегазопромышленников говорилось о том, что тотальный рост неплатежей и отсутствие инвестиций поставили предприятия отрасли на грань выживания. По прогнозам, добыча нефти в России в этом году упадет с 297 до 288 млн. тонн, тогда как критический уровень для нас, по словам премьера Сергея Степашина, 300 млн. тонн. Снижать объемы экспортных поставок нельзя, так как это единственный реальный источник валютных поступлений. Таким образом, снижение нефтедобычи ведет к дефициту нефти прежде всего на внутреннем рынке и возникновению опасных ситуаций, подобных энергетическому кризису на Камчатке.

    Периодически проблемы снабжения страны топливно-энергетическими ресурсами становятся предметом обсуждения на заседаниях Правительства РФ и его президиума. Неудачная попытка провести через Государственную Думу законопроект о налоге на автозаправочные станции имела, по крайней мере, тот плюс, что в ходе горячих дискуссий были обнажены слабые звенья в длинной цепочке от добычи нефти до заправки бензобака автомобиля. Правительство пообещало ужесточить нормы антимонопольного регулирования. В десятках регионов возбуждены дела о нарушении нефтетрейдерами антимонопольного законодательства при взвинчивании цен на бензин. В отношении двух нефтекомпаний в Санкт-Петербурге возбуждены даже уголовные дела по обвинению в ценовом сговоре (удастся ли выиграть процесс - вопрос особый). Правительству удалось склонить все крупнейшие нефтяные компании к подписанию картельного соглашения о контроле за ценами. Подобные меры способны на время "сбить температуру", но, увы, они не затрагивают глубинных причин как снижения нефтедобычи, так и повышения цен на бензин.

    После августовского обвала рубля цены на нефть и топливо в России снизились в долларовом исчислении так, что теперь у нефтекомпаний нет средств на поддержание уровня добычи, на инвестиции в оборудование и введение в строй новых месторождений взамен выбывающих. Износ оборудования в отрасли достиг 50 процентов, а налогообложение нефтяников, нацеленное не на конечный продукт, а на скважины, заставляет компании глушить их, а значит - снижать добычу.

    В связи с тем, что в последнее время мировые цены на сырую нефть значительно выросли, экспортерам стало очень выгодно поставлять ее на внешний рынок. Экспортная выручка только за один день составляет 40 млн. долларов. Значительный разрыв цен на нефть на внутреннем и внешнем рынке приводит к объективной заинтересованности нефтяных компаний в поставках за рубеж. На недавнем заседании президиума Правительства РФ глава Минтопэнерго Виктор Калюжный сообщил о том, что за первое полугодие производство бензина в стране упало на 13 процентов по отношению к уровню первого полугодия 1998 года. Связано это с ростом объемов вывоза сырой нефти из страны, составляющих 47-56 процентов от добычи, а в ряде регионов Сибири и до 70 процентов. Уже сегодня дефицит на рынке составляет 15 процентов по бензину и 20 процентов по дизтопливу. А значит, считает В.Калюжный, цены могут вырасти приблизительно на столько же.

    В условиях идущей в стране "битвы за урожай" и не менее острой проблемы северного завоза Правительство не может допустить торжества рыночной стихии в сфере топливного обеспечения. Поэтому Минтопэнерго обещает прибегнуть к жестким административным мерам. Утвержден график, по которому экспорт нефти из страны в третьем квартале сократится на 3 млн. тонн. Кроме того, определены графики поставок нефтепродуктов для нужд села, Министерства обороны и МПС. У тех нефтяников, которые не станут их придерживаться, будут сокращены экспортные квоты. И нефти на внутреннем рынке станет больше.

    В июне Государственная Дума отклонила законопроект, касающийся налогообложения бензоколонок, из опасений, что это приведет к росту цен на бензин для конечных потребителей, а затем и на продовольственные и промышленные товары. Между тем мировая практика показывает, что 15 центов за литр бензина - невероятная роскошь даже для страны, обладающей сосбственными запасами нефти. Нигде в Европе бензин не стоит дешевле

    Интересен в этом отношении опыт Венгрии. Здесь литр бензина стоит примерно 80 центов. Налоговое насыщение цены бензина в Венгрии началось еще в 1990 году. Общая масса налогов в цене бензина, начиная от НДС и кончая акцизом (50 процентов), составляет 73 процента. От такого поголовного налогообложения автомобилистов казна получает огромные доходы. И несмотря на жалобы, машин на венгерских дорогах меньше не становится, зато с каждым годом прибавляются первоклассные автострады.

    Дешевый бензин и минимальная налоговая нагрузка в его цене существуют только в бедных странах. Между ценой бензина и уровнем жизни населения можно обнаружить явную взаимосвязь. Если государство поддерживает низкую цену на бензин, то оно, по сути, дотирует преимущественно людей богатых или со средним достатком в ущерб бедным. Покупатели бензина - обычно люди платежеспособные, за их счет и следовало бы пополнять казну. Важно уметь распорядиться этими доходами. Например, для России очень актуальна задача строительства автострад. Специалисты утверждают, что каждый доллар, вложенный в современные дороги, притягивает еще три доллара в развитие инфраструктуры и производства вокруг них.

    Противники повышения цен на бензин исходят из интересов бедного населения. Но мы видим, что такие действия скорее напоминают медвежью услугу. Цены на бензин все равно растут, а сверхприбыль идет в карманы "королей бензоколонок" в обход казны. Наведение порядка с ценами на бензин и налогообложением автозаправок создало бы резервы для перераспределения доходов в пользу бедных, а также для инвестирования средств в перспективные промышленные проекты.

    Чередовать анализ с "агиткой"

    К стыду своему должен признаться, что мое общение с газетой "Яблоко России" происходит крайне нерегулярно - у нас в провинции она не распространяется, а подписаться все никак не соберусь. Так что мои суждения не могут быть достаточно объективными, но я всё-таки попробую кое-что отметить, надеюсь, это отчасти удовлетворит ваш интерес. В своё время,ознакомившись со стилем "Яблока России", я сделал вывод, что он пригоден для доведения позиции объединения до простых россиян, но для интеллектуалов не слишком годится. Нет, всё четко и понятно, однако уж больно всё упрощено, примитивизировано. Не знаю, как другим, но мне это не очень интересно. Расчет в материалах, по-моему, делается на неосведомленных и политически не очень грамотных людей. Это хорошо для поддержки интереса и напоминания о "Яблоке" простым (как три копейки) людям. Я и мои коллеги редко читаем газету, так как новости есть в Интернете и по телевидению, а аналитика в "Яблоке России" слабовата для нас (я педагог, историк-политолог, коллеги тоже с гуманитарным высшим образованием). Не хочу никого обидеть, но позиции и взгляды из статей "Яблока России" нисколько не отличаются от наших, тех, к которым мы приходим, анализируя последние новости. Так что, на мой взгляд, не хватает (за небольшим исключением) серьёзной аналитики. Например, как в "АиФ". Тем не менее, мы ведем переговоры о том, чтобы распространять газету у нас, так как видим в ней немалое подспорье для агитации и разъяснительной работы. Как ни крути, а большинство россиян не интересуется политической аналитикой так же, как мы. То есть то, что газета бесполезна для нас с коллегами, еще не значит, что она плохая. Просто у нас очень завышенные требования - вот и все. Я планирую вскоре заняться вплотную изучением стиля "Яблока России". Ведь если мы собираемся ее распространять, то нужно знать, о чем и как там пишут. Когда адаптируюсь - могу сделать парочку материалов (если будет необходимость). Одно время я работал тележурналистом, наверное, это что-то родственное газете.

    Надеюсь, я не высказал ничего обидного. Все, что вы прочли, написано исключительно с добрыми намерениями. За любые возможные "перегибы" прошу прощения - это не со зла, я хочу помочь.

    С уважением Тихон Витальевич Егоров

    г. Глазов (Удмуртия)

    Курчатов

    Изучаем технологии

    Виталий Куперман

    По инициативе председателя курчатовской территориальной организации "Яблока" Татьяны Куприяновой в городе проведен семинар по предвыборным технологиям. Вел семинар доцент В.А. Давыдкин - руководитель Воронежского объединенного демократического центра. Участники его получили объемный, интересный, юридически обоснованный материал, который позволит реализовывать себя как кандидатам в органы выборной власти, так и членам их избирательных штабов.

    В последующем такие семинары будут проведены в г. Курске - для представителей всех политических организаций и независимых кандидатов в депутаты.


    Хабаровск

    В петле нищеты

    Евгений Пересыпкин

    Городской совет Объединения "Яблоко" поддержал инициативу - выразить недоверие мэру Хабаровска Павлу Филиппову. Такое предложение выдвинул краевой совет профсоюзов. Местные "яблочники", как и профсоюзные активисты, считают, что мэр Хабаровска действительно не соответствует занимаемой должности. Это выражается, прежде всего, в непродуманной социально-экономической политике, которая приводит к нарушениям городской администрацией федеральных и краевых законов. Так, например, мэр ввел местные налоги и сборы, вызвавшие резко негативное восприятие у жителей города. Немотивированно повышена плата за жилье. А введение коммерческих автобусов за счет муниципального транспорта не могло не ударить по тощему кошельку многих горожан. Пенсионеры и малообеспеченные граждане возроптали. Мэр ввел платные автостоянки, что тоже вызвало недовольство скромных владельцев отечественных машин.

    В администрация города разрабатываются проекты введения платной медицины и образования. Врачи, учителя, бюджетники в Хабаровске длительное время не получают заработную плату, а мэр в это время со свитами выезжает в загранкомандировки якобы перенимать опыт. Опыт чего?

    Местные "яблочники" считают, что такая неграмотная социально-экономическая политика в городе может привести в взрыву гражданского недовольства.


    Иваново

    Школа будущих политиков

    Виталий Евсеев

    Бывший профсоюзный дом отдыха "Клещевка" в живописном Шуйском районе Ивановской области стал детским оздоровительным лагерем. Необычной будет у детей третья смена. В Клещевку приедет свыше ста старшеклассников из городов и районов области. Одним из мероприятий смены станет ролевая игра "Выборы-99", представляющая модель выборов в Госдуму по партийным спискам - от сбора подписей в поддержку кандидатов до подсчета голосов. За время игры школьники встретятся с руководителями партий и движений и получат из первых рук информацию о программных документах и соответствующую литературу.

    Кроме лидера регионального отделения "Яблоко" Александра Буданова, поработает с ребятами и член политсовета, депутат Шуйской гордумы, студент педуниверситета двадцатилетний Павел Баранов. В школу будущих политиков обещают заглянуть и московские "яблочники".


    Ленинградская область

    Губернаторский гон

    Виталий Попов

    Девятнадцатого сентября состоятся выборы губернатора Ленинградской области. Желание участвовать в борьбе за губернаторское кресло уже изъявили 29 кандидатов. Среди них наибольший политический и физический вес имеет бывший губернатор области Вадим Густов, вернувшийся в регион после своего неудачного хождения в правительство Российской Федерации. Решил засветиться и покрасоваться в предвыборной кампании и член ЛДПР, депутат Госдумы прошлого созыва Вадим Марычев, шутовские проделки которого в российском парламенте и вне ее стен публика стала уже подзабывать.

    По рекомендации Центрального Совета Объединения "Яблоко" в губернаторских выборах будет участвовать и питерский депутат Госдумы из фракции "Яблоко" Борис Моисеев. Сейчас городские отделения "яблочных" организаций в Ленинградской области завершают сбор подписей, необходимых для регистрации Бориса Моисеева в качестве кандидата на предстоящих выборах. Вести избирательную кампанию местным "яблочникам" в области будут активно помогать и их коллеги из Санкт-Петербурга.

    Виталий Попов


    Архангельск

    Не надо грязи

    Виталий Викторов

    Председатель Архангельской городской организации "Яблоко", депутат горсовета Юрий Асютченко побывал недавно в Москве, где Объединение "Яблоко" проводило семинар по технологиям планирования предвыборных кампаний. Вернувшись в Архангельск, он рассказал своим коллегам о том, что на предстоящих выборах различных уровней "Яблоко" остается верным своим принципам и не намерено "очернять" своих соперников в избирательных округах. Предвыборная кампания Объединения "Яблоко" и в центре, и в регионах, как и прежде, будет строиться на конструктивных предложениях. Они касаются, прежде всего, экономики и социальной политики.

    Кстати, на днях в Архангельскую организацию "Яблоко" обратились представители некоего московского центра избирательных технологий, предложившие активно использовать компромат на соперников в предстоящей предвыборной кампании. Архангельские "яблочники" от этих предложений залетных "пиарщиков" вежливо отказались.