Выставки
Художества на грани коммерции
Третий весенний "Арт-салон", открывшийся 15 апреля под крышей респектабельного большого Манежа, можно уверенно назвать событием не столько культурным, сколько коммерческим. Организаторы, впрочем, и сами того не скрывают. Как сказано в прайс-листе, коммерческий аспект "поможет художникам, галеристам и различным организациям наладить прочные рыночные отношения и тем самым будет способствовать прогрессу отечественной культуры".
Не знаю как с культурным прогрессом, но рыночные отношения, похоже, не слишком интересуют художников. Это подтверждает хотя бы тот факт, что продажа выставочных мест на "Арт-салоне" отпугнула многих потенциальных участников, которые попросту не решились раскошеливаться за стенды, справедливо считая, что затраты не окупятся. В результате мероприятие удалось лишь на половину. Именно - в коммерческом аспекте.
Что же касается культуры, то, несмотря на присутствие в Манеже более двухсот художников различных стилей и направлений, на значимое событие в жизни столицы это мероприятие не тянет. Безусловно, здесь есть творцы страждущие не наличия у публики дензнаков, а самой публики. Порой взгляд натыкается на очень недурные произведения. Но из-за отсутствия всяких принципов и какой-либо концепции третьего "Арт-салона" все достойное оказывается ничтожно мало и редко среди изобилия всякой всячины.
Тем не менее, посетители Манежа, большая часть которых - праздные отдыхающие из соседствующего рядом Александровского сада, остаются вполне довольными. Многие даже обещают кое-что прикупить, но в следующий раз. Художники, в свою очередь, гарантируют попридержать понравившийся шедевр максимум до завтра. И каждый, в итоге, остается при своем.
Андрей Парнов
Блэр не понял русского юмора
Накануне визита Владимира Путина в Лондон все компьютеры в резиденции британского премьер-министра на Даунинг-стрит подверглись нашествию фольклорного вируса. Его присутствие проявилось в том, что на экранах зараженных компьютеров стали появляться пословицы и поговорки вроде "Хорошо смеется тот, кто стреляет последним" или "Не оставляй на завтра то, что можно выпить сегодня".
Российский вирус, как утверждает агентство "Росбизнесконсалтинг", попал в Главное управление информации британского правительства по электронной почте. Видимо, сообщение, содержащееся в письме, оказалось столь важным, что тут же было разослано всем сотрудникам аппарата. Однако тонкий русский юмор не произвел на британцев должного впечатления. По крайней мере, ни в дипломатическом представительcтве Англии, ни в пресс-службе премьер-министра Великобритании информацию о появлении вируса не комментировали.
А. П.
Архангел Неизвестного в памятку москвичам
До сих пор казалось, что с памятниками в Москве, по крайней мере, на ближайшее будущее, покончено. Все что мешало - снесли, чего не хватало - воздвигнули. Однако столица, похоже, продолжает привлекать скульпторов.
Так, 18 апреля во дворике бывшего особняка Киреевских-Морозовых-Карповых на Большой Ордынке при большом стечении видных деятелей политики и культуры состоялось торжественное открытие "Возрождения". Пятиметровая скульптура Эрнста Неизвестного из "теплого иерусалимского камня" с элементами бронзы изображает момент взлета архангела Михаила с жертвенным ножом, выхваченным из руки Авраама. При этом последний почему-то не удостоился внимания скульптора и остался вне поля зрения.
Вообще, что именно символизирует новый памятник трудно понять даже при самом тщательном его изучении. Остается верить словам Председателя Совета Федерации Егора Строева, который предположил, что монумент установлен "в память о прошлом и будущем России". Кстати, церемония его открытия явилась своеобразной презентацией некоего Национального института корпоративной реформы, деятельность которого все выступавшие гости непременно связывали с меценатством. Оно и понятно, ведь "Возрождение" создано на частные деньги. И на частной территории.
Антон ЮРСКИЙ
Чубайс поддался на "Провокацию" Юрского
И потешил публику
К своему шестидесятилетию известный актер и режиссер Сергей Юрский преподнес хороший подарок. Себе и зрителю. В театре "Школа современной пьесы" состоялась премьера его спектакля "Провокация".
Жанр постановки пьесы никому неизвестного автора Игоря Вацетиса, журналиста, якобы, исчезнувшего в 91 году в Боснии, определить также трудно, как пересказать сюжет. Тема двух, не связанных друг с другом ни сюжетом, ни героями, частей - русский бизнес как он есть. В первой молодая предпринимательница с дворянскими замашками (Дарья Юрская) привлекает "инновации инвестиций" американского бизнесмена (Сергей Юрский). Во второй разворачивается детективная история аферы с благотворительным фондом. Абсурд, социальная сатира, фарс как бы провоцируют друг друга. Стилистика спектакля - квн-клиповая, постмодерновая: аллюзии на Вишневскую и Ростроповича, охранника Коржакова, коробки из-под ксерокса, бордовые пиджаки новых русских, самозванство бывших дворян, пошлость масс-медиа, цинизм "братков", гомосексуализм эстетов...
Вспоминая предпремьерные слова режиссера о том, что "Провокация" - это фарсовые сцены, в которых много жизненных ассоциаций, и этим спектаклем он пытается осмыслить сегодняшний день, теперь можно с уверенностью сказать, что эту задачу С.Юрский выполнил на все сто. В результате получился высокий театр на злобу дня. А злоба дня обернулась на спектакле небольшим курьезом или, выражаясь языком пьесы, провокацией.
На премьере "Провокации" присутствовал Анатолий Чубайс - олигарх и главный электрик страны. Появившись почему-то лишь ко второму действию, старый друг театра скромно примостился в одно из крайних кресел.
А между тем по ходу пьесы несколько раз гаснет свет. Герои на сцене сидят при свечах и чертыхаются: "Почему у нас свет гаснет в самый неподходящий момент?" Зрители в зале шутят: "Это Чубайс сделал веерные отключения по регионам". А когда маэстро узнает, что его фонд обезденежел, на сцене появляется коробка из-под ксерокса - символ черного нала русского бизнеса. Зритель ассоциацию улавливает и радостно хихикает. Чубайс тоже улыбается.
"Провокация" получилась. Спектакль Сергея Юрского - это высокий анекдот про наши девяностые годы. Когда-нибудь лет через тридцать-сорок я буду рассказывать об этом реформенном времени внукам: как возникали олигархи и средний класс, как делали бизнес большие и мелкие жулики, как люди искусства торговали своим именем и занимались сомнительной благотворительностью. И, конечно же, я вспомню "Провокацию"-2000, где блистательно играли Юрский и Тенякова, а в зале сидел отец русского капитализма Анатолий Чубайс. И смеялся, смеялся, смеялся.
Татьяна Медведева
|