Самый больной и трудный для российской демократии вопрос - рациональная стратегия в новых условиях.
ЗЕРКАЛО
А. Мещерина, Махачкала.Насильно мил не будешь
Д. Усов. Комиссия по коррупции - всерьез и надолго
Реплика
Насильно мил не будешь
Хочу заметить, что у нас, в Махачкале, не было ни наглядной, ни какой другой агитации в пользу "Яблока". Не было также от этого блока и наблюдателей на избирательных участках. По месту моей работы приходили "агитаторы" почти от всех политических блоков, в том числе и от "Единства". Последние заставляли чуть ли не насильно, в принудительном порядке, подписывать листы в поддержку сначала блока, а затем и В.В. Путина. Когда я отказалась это сделать, меня обвинили в "отрыве от коллектива" и отношение ко мне стало иным. Но ведь у меня есть свои принципы и мнения, схожие с позицией Григория Алексеевича Явлинского. С этим нужно считаться!
Во время выборов наблюдаются случаи, когда в списки заносят людей, которые давно умерли. Так оказалось, что давно умерший родственник к моменту нашего прихода на избирательный участок, уже... проголосовал. Об этом мы сказали и комиссии, и наблюдателям. Вероятно, что это не единичный случай. Было бы хорошо более четко отслеживать проведение выборов, чтобы подобное не имело места. Например, как в других странах, каждому выдать карточку избирателя, и заносить его в список только при явке на участок. При этом необходимо иметь реальное представление о том, сколько человек проживает в регионе.
Желаю Григорию Алексеевичу не унывать после итогов "запланированных" президентских выборов, а также удачи в реализации его идей.
Анжела Мещерина
г. Махачкала
Комиссия по коррупции - всерьез и надолго
Известно, что парламентскую комиссию по коррупции возглавляет представитель фракции "Яблоко" Сергей Степашин. В связи с чрезвычайной остротой проблемы борьбы с коррупцией в наших российских условиях мы постарались выяснить мнения "яблочных" депутатов в Государственной Думе РФ о направлениях деятельности комиссии.
Григорий Явлинский, лидер фракции "Яблоко" в Госдуме:
Функции Государственной Думы ограничены тем, что она не может вести расследования. Но коррупция пронизала все наше государство настолько, что даже само существование этой комиссии под руководством такого опытного, квалифицированного и знающего человека, как Степашин, будет исключительно полезно. И я думаю, что мы наполним работу этой комиссии большим содержанием. Мы внесем на рассмотрение Думы целый ряд законов, которые будут вырабатываться во многом в комиссии по коррупции. Это, скажем, законы об отмене президентских резервных бюджетных фондов, о праве губернаторов использовать 10 процентов на собственные нужды, о необходимости проводить все операции на рынках только в открытом режиме. То же самое относится и к заимствованиям государства. Полезным будет также внесение в законы таких изменений, по которым все чиновники должны декларировать свои доходы на том же уровне, что и кандидат в президенты. Все эти меры мы считаем очень важными. Они и должны стать содержанием работы комиссии по коррупции.
Юрий Щекочихин, член комитета по безопасности:
Что может сделать комиссия? Она была создана прошлой Думой, и мы начали делать первые робкие шаги по борьбе с коррупцией. Стали проводить свои парламентские расследования. У нас это хоть как-то, но получилось тогда. И надеемся, что этот опыт удастся использовать и сейчас. В свое время в Думе прошли очень крупные парламентские слушания, организованные комиссией по борьбе с коррупцией, по ситуации в Новороссийске. Были вызваны участники всех этих деяний. После этого туда была отправлена представительная комиссия из Москвы. Следственная бригада работает там до сих пор. Было очень важное слушание по ситуации в республике Коми, связанной с нефтяным комплексом и продажей нефти за рубеж. Очень важный разговор шел по поводу преступного бизнеса бывшего тамбовского губернатора. И сегодня мы являемся свидетелями большого числа криминальных историй, когда вмешательство общества в лице уполномоченных представителей очень важно. Я надеюсь, что так и будет происходить.
Сергей Степашин, председатель комиссии по коррупции:
Вообще, когда мы говорим о коррупции и ее причинах, надо смотреть в корень. Что позволяет выводить деньги из страны,
проводить нечестные тендеры, что позволяет по сути дела разворовывать собственность государства? Это, казалось бы, очевидные вещи.
Новороссийск, Красноярск - там мы смогли провести ряд очень серьезных операций. Все упирается в законодательство. Так вот, перед
нами стоят три важнейшие задачи. Первая - ей мы уже занимаемся, - анализ всего ныне действующего законодательства, скажем в сфере
деятельности Центробанка, Таможенного комитета, налоговых органов. Анализ на предмет тех самых "дыр", которые позволяют, на мой
взгляд, совершать экономические преступления, наносить огромный ущерб нашему государству. По поводу того же Бэнк оф Нью-Йорк
на апрель планируем очень серьезные парламентские слушания. Вторая задача - это внесение изменений в действующее законодельство
и активное сотрудничество с комитетом, который возглавляет Александр Гуров.
Мы договорились, что наша комиссия и комитет по
безопасности вновь возвращается к разработке закона о борьбе с коррупцией. И наконец, следует развивать международное сотрудничество.
Оно уже есть у нас по линии Интерпола, по линии правоохранительных органов. Кстати, предыдущая комиссия вышла на международные контакты, в том числе с нашими американскими коллегами-парламентариями. Мы договоримся о более тесном сотрудничестве и по конкретным фактам, и по конкретным нестыковкам в законодательстве. Наконец-то подписано соглашение о правовой помощи между Россией и США, Госдумой ратифицированы конвенции об экстрадиции и помощи по уголовным делам. Мы теперь в полном объеме можем работать по всем международным банковским скандалам. И не через газеты и телевидение, а напрямую. Мне представляется очень важным продвижение вперед программы президентских антикоррупционных мер. Проект ее разработан. Необходимо принять поправку к Конституции (она принимается конституционным большинством), регламентирующей роль и место Думы в проведении парламентских расследований. Если ее поддержат Совет Федерации и президент, мы действительно получим серьезнейший парламентский орган, который уже де-юре сможет проводить независимые парламентские расследования. А это значит, что любой вызов, любое приглашение на парламентскую комиссию, или точнее неявка по этому вызову, непредоставление документов повлекут за собой уголовную ответственность. Так делается в сенатской комиссии по парламентским расследованиям в США. Мы видим, какие громкие дела она проводит. И отношение к ней, начиная с президента и кончая любым олигархом, как минимум уважительное.
Мнения депутатов записал Дмитрий Усов
|