Выражаю искренние соболезнования родственникам и близким погибших. Желаю скорейшего выздоровления всем пострадавшим.
Новое страшное преступление - взрыв в троллейбусе в Волгограде - заставляет нас еще раз потребовать от властей и спецслужб резко активизировать действия по обеспечению безопасности российских граждан.
Необходимо не только принять все меры по предотвращению новых терактов, выявлению исполнителей и заказчиков уже свершившихся, но и предоставить обществу исчерпывающий отчет о деятельности спецслужб.
Два месяца назад в Волгограде произошел первый теракт. Сначала мы очень быстро узнали имена организаторов, а потом услышали, что они уже уничтожены.
Видимо, взять их живьем нашим силовикам было очень сложно. Поэтому никто из лиц, названных организаторами терактов, так и не был допрошен. А кто знает: может быть, полученная от них информация помогла бы предотвратить предновогодние теракты?
Зачем сегодня опять повторяется этот странный сценарий спецслужб? Мы опять – через 3 часа после теракта – слышим имена «возможно причастных». Если эта информация проверена и подтверждена, зачем сообщать ее в СМИ до задержания этих людей? Зачем сразу раскрывать имя смертницы? Чтобы сориентировать сообщников, как им лучше действовать?
А может быть, нас снова готовят к «акции возмездия», в результате которой общество опять ничего не узнает о причинах и мотивах преступления, а теракты продолжатся с новой силой?
Граждане России должны знать, чем вообще сегодня занимаются спецслужбы. Например, не отвлекаются ли на подавление инакомыслия и гражданской активности значительные человеческие и финансовые ресурсы, которые были бы крайне необходимы для предупреждения террористических актов и других преступлений.
Бюджет ФСБ сегодня не знаком даже депутатам Госдумы.
Ведомство, выполняющее столь важные функции для страны является наиболее бесконтрольным.
Считаю, что Государственная Дума должна прервать каникулы и немедленно создать парламентскую комиссию для изучения действий спецслужб по расследованию и предупреждению терактов в Волгограде и на Северном Кавказе.
Для более эффективной работы комиссии к ней должны быть привлечены независимые эксперты, предложенные независимыми общественными объединениями и политическими партиями, в том числе оппозиционными.
После теракта 11 сентября 2001 года примерно по такому принципу была создана независимая комиссия по расследованию терактов 11 сентября (комиссия 9/11), которая затем опубликовала 600-страничный итоговый доклад. Результат налицо. Более чем за 10 лет с тех пор в США не произошел ни один теракт, связанный с исламистами (т. е. с целенаправленной террористической войной, подобной той, что ведется сейчас в России).
Прозрачность и отчетность не повредила, а помогла безопасности.
Да, наша Дума – не Конгресс, но требовать создания такой комиссии от президента еще бессмысленнее. А требовать надо.
Требование общественного контроля над спецслужбами должно занять прочное место в повестке дня оппозиции.
Пока общество ничего не знает о своих спецслужбах, оно будет оставаться беззащитным заложником их неэффективности.