3 октября президент Владимир Путин внес в Госдуму поправки, существенно смягчающие наказание по печально известной 282-й статье «Возбуждение ненависти либо вражды». Согласно ним, за первое нарушение по этой статье преступившего закон человека ждет не уголовное, а административное наказание. И только потом, если уже случится рецидив, дело переквалифицируется в уголовное с реальным (вероятнее всего) сроком. При этом два нарушения должны произойти в течение одного года, а экстремизм в первый раз будет караться лишь штрафом до 20 тысяч рублей, обязательными работами или арестом до 15 суток.
Комментарий заместителя председателя московского «Яблока» Кирилла Гончарова:
— Конечно, поправки нельзя называть исчерпывающим решением проблемы посадок людей за лайки и репосты. В уголовном кодексе есть и другие статьи, по которым осуждают людей на основании пары роликов и картинок — те же 280 или 148 статьи. Но большинство осужденных за интернет-публикации все-таки проходили по 282 статье, в прошлом году это было больше полутысячи осужденных. Плюс надо учитывать, что административное дело имеет совершенно другие сроки давности — и поскольку в КОАП не внесли иных поправок, то новая административная статья предусматривает стандартный срок вынесения решения суда — 3 месяца со дня совершения правонарушения. Это значит, что с момента вашей публикации до вынесения приговора должно пройти не более 3 месяцев, в ином случае дело просто прекращают. А в эти 3 месяца должны уместиться и обнаружение вашей публикации органами, и возбуждение дела, и экспертиза по нему, и прочие бюрократические моменты.
По 282 статье у нас были дела за посты, опубликованные несколько лет назад. А с новыми поправками я, честно говоря, не думаю, что они будут реально использоваться в качестве меры наказания, просто потому что сроки слишком ограниченные, и даже «палочного» эффекта за тяжкую статью УК больше у органов не будет. Очевидно, что правоохранители, стремясь получить «палку», действуют самым простым путем. Если распространение мемчиков будет декриминализировано, если при оценке действий пользователей суды, наконец, начнут изучать контекст и определять цели граждан, то и получать «палку» станет существенно сложнее.
На мой взгляд, это фактически полная декриминализация статьи. Что касается тех, кто сейчас проходит по ч.1 ст. 282 УК РФ — скорее всего, дела просто позакрывают даже без переквалификации на административное наказание, потому что, опять же, сроки давности. А у тех, в отношении кого обвинительный приговор вступил в силу, снимут эту судимость.
Безусловно, гражданское общество постоянным вниманием к наиболее абсурдным уголовным делам сыграло свою позитивную роль в данном процессе. При этом статья 280 более ограничена в своём применении и никакой «компенсации» скорее всего не будет. Кроме того, ФСБ в отношении антиэкстремистского законодательства и раньше не особо активно участвовали в делах «за лайки и репосты», структура эта более серьезная. В любом случае снижение поводов для уголовного преследования снижает и число возможных вариантов злоупотреблений. Но настоящая победа будет, когда репрессивных статей за которые осуждают людей за иные политические взгляды и позицию не будет в России. Уверен, в наших силах добиться этого. Поэтому пока, это рано назвать победой, но первым шагом к ней точно.
Путин, как мы видим, не отдал никому такую потенциально благодатную тему. Не секрет, что силовые структуры не в восторге от уменьшения своего влияния, и, возможно, президент был единственным, кто смог преодолеть их лобби. Важно, однако, чтобы начатый Путиным тренд не ограничился этой поправкой, а привел к комплексной реформе всей правоохранительной системы.