6 октября 2009
решение бюро партии № 816 от 3 октября 2009 года

О принятии заявления «О необходимости создания и функционирования института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации»

Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

БЮРО

РЕШЕНИЕ №816

г. Москва, 3 октября 2009 года

Бюро РОДП «ЯБЛОКО» решило:

Принять заявление Бюро РОДП «ЯБЛОКО» «О необходимости создания и функционирования института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации»

Заявление

Бюро Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО»

О необходимости создания и функционирования института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации

Бюро РОДП «ЯБЛОКО» высказывает озабоченность появившейся в последнее время тенденцией, при которой должность Уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) в субъекте РФ упраздняется и его функции передаются Уполномоченному по правам человека. Именно это и произошло в сентябре 2009г. в г. Москве. После принятия Московской городской Думой закона «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» был ликвидирован институт Уполномоченного по правам ребенка как самостоятельная структура, работающая с 2001г., а вопросы защиты прав детей переданы в ведение Уполномоченного по правам человека.

После многочисленных и многолетних обращений различных общественных организаций и частных лиц Президент РФ 01 сентября 2009г. подписал Указ № 986 «Об Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ», в котором содержится рекомендация органам государственной власти субъектов федерации учредить должность детского омбудсмена. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 года также предусматривает создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

К 1 января 2009 года в Российской Федерации Уполномоченные по правам ребенка учреждены в 23 регионах. В 48 субъектах РФ при Уполномоченном по правам человека есть подразделения, которые занимаются вопросами защиты прав семьи и детей.

Ликвидация института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах федерации противоречит не только позиции Президента России, но и позиции Верховного комиссара ООН по правам человека и Комиссара Совета Европы по правам человека, заключающейся в том, что институт детского омбудсмена должен функционировать отдельно от института омбудсмена общей компетенции. Мировой опыт свидетельствует о том, что в последние десятилетия идет процесс создания детских омбудсменов как самостоятельных государственных правозащитных институтов на национальном и региональном уровнях. Кроме того, происходит процесс выделения институтов детских омбудсменов из институтов омбудсменов общей компетенции. В Заключительных замечаниях Комитета ООН по права ребенка по итогам рассмотрения второго (2001) и третьего (2005) периодических докладов Правительства Российской Федерации о выполнении Российской Федерацией положений Конвенции ООН о правах ребенка настоятельно рекомендовано органам государственной власти Российской Федерации приложить дополнительные усилия по созданию региональных и федерального уполномоченных по правам ребенка.

Большая загруженность Уполномоченного по правам человека обращениями от граждан, пострадавших от решений и действий правоохранительных органов, подвергшихся уголовному преследованию, находящихся под стражей, по вопросам точечной застройки, неразрешенных митингов и пикетов, нарушения избирательного законодательства, нарушения прав военнослужащих и их семей, по жилищным проблемам, не дает возможности уделять много времени правам ребенка.

Совершенно очевидно, что в такой конструкции не будет хватать ни времени, ни усилий на вопросы защиты прав и интересов детей, на проведение независимых проверок детских учреждений, разработку и сопровождение законодательных предложений, правовое просвещение законных представителей детей, а также специалистов, работающих с детьми или в их интересах, инициирование новых программ в интересах детей и совершенствование действующих правообеспечительных механизмов в отношении детей.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, ребенок является особым самостоятельным субъектом права, имеющим особые, отличные от взрослых, права и интересы, что обуславливает необходимость специальных механизмов защиты этих прав. Уполномоченный по правам ребенка как раз и является таким особым механизмом защиты прав детей.

Важно отметить принципиальную разницу в деятельности Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка. Основанием для начала деятельности Уполномоченного по правам человека по индивидуальному случаю является заявление на его имя от конкретного человека или группы граждан. Уполномоченный по правам ребенка весьма часто принимает дело к своему производству и без официального обращения. Он понимает, что дети зависят от взрослых, в силу своего возраста и развития не могут самостоятельно защищать свои права. Дети часто и не знают о том, что их права нарушаются, они могут не знать, как написать заявление, куда и как обратиться.

Институт Уполномоченного по правам ребенка является открытым для детей. Более того, задачей Уполномоченного по правам ребенка является создание условий, при которых мнение детей, особенно из особо уязвимых категорий, будет учитываться всеми должностными лицами при принятии решений, напрямую затрагивающих права и интересы детей.

Задача Уполномоченного по правам ребенка напрямую защищать права и интересы детей, а Уполномоченный по правам человека оказывает содействие в защите прав и интересов граждан.

Бюро РОДП «ЯБЛОКО», считает, что прекращение деятельности института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, а равно снижение его статуса и сокращение его компетенции или полномочий, неизбежно приведет к уменьшению уровня государственных гарантий правовой защищенности несовершеннолетних в стране. Результатом таких действий станет сокращение объема прав детей и иных граждан, которые в интересах детей могли бы обращаться к Уполномоченному.

Мы убеждены, что существуют все основания для закрепления в субъектах РФ модели, при которой одновременно работают институты Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по правам человека в качестве независимых самостоятельных правозащитных государственных органов. В этой связи считаем необходимым разработать проект типового закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в субъекте РФ», содержащий механизмы выдвижения кандидатур на должность Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, основные требования к кандидату, его права, обязанности и принципы взаимодействия с органами государственной власти, различными учреждениями, организациями, частными лицами.

Председатель Партии

С.С. Митрохин