В Государственной Думе РФ готовится ко второму чтению законопроект об изменении Жилищного кодекса. Законопроектом предусматривается, что деятельность по управлению многоквартирными домами должна осуществляться исключительно организациями, являющимися членами саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами (далее – СРО), которые должны будут войти в национальное объединение саморегулируемых организаций.
Указанное национальное объединение будет фактически контролироваться органами исполнительной власти на федеральном уровне. Таким образом, предполагается принудительное создание очередной вертикальной структуры, что в корне противоречит основным принципам института саморегулирования: самостоятельности, инициативы и добровольности объединения.
Требование о членстве в саморегулируемой организации, как условии для получения права на осуществление соответствующих видов деятельности, вводилось для замены государственного лицензирования отдельных видов деятельности. Между тем, управление жилым фондом никогда не относилось к лицензируемым видам деятельности.
Этот законопроект не решает проблемы повышения качества работы и ответственности управляющих организаций, а направлен на создание еще одной бюрократической структуры, паразитирующей на потребителях жилищных и коммунальных услуг. Дополнительные расходы, которые возникнут у управляющих организаций, товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) при вступлении в СРО, внесении ими членских и страховых платежей, приведут к росту платы для граждан за жилое помещение. Указанные меры предлагаются на фоне уже принятых законодательных изменений, обязывающих собственников оплачивать капитальный ремонт общего имущества и постоянного роста тарифов на коммунальные услуги.
В особенно сложном положении окажутся ТСЖ и ЖСК, которые сами управляют своим имуществом. Хотя законопроект формально и устанавливает для них добровольное членство в СРО, однако, если они не вступят в это объединение, то потеряют право на управление своим многоквартирным домом, и будут обязаны заключить договор управления с управляющей организацией-членом СРО. Такие управляющие организации в своей деятельности будут руководствоваться требованиями к оказанию услуг или выполнению работ по управлению домом, установленными СРО, а не решениями общего собрания собственников жилья или руководящих органов ТСЖ, ЖСК.
Введение обязательного членства управляющих организаций в СРО, которые самостоятельно устанавливают требования к членам своей организации, создаст широкие возможности для злоупотреблений, что приведет к существенному ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и будет препятствовать развитию малого и среднего предпринимательства в отрасли. Развитие конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами возможно только при добровольном членстве управляющих организаций в СРО.
В 2011-2012 годах существенно увеличен объем контрольных полномочий региональных органов власти в жилищной сфере. Введение обязательного членства управляющих организаций в СРО – уклонение государства от выполнения своих обязательств перед жителями многоквартирных домов по контролю качества получаемых ими жилищных и коммунальных услуг. Такой «контроль» способен парализовать деятельность эффективных ТСЖ, ЖСК.
Низкое качество работы управляющих организаций является следствием недостаточных санкций за оказание ими некачественных услуг и сложностью привлечения их ответственности, а вовсе не малым количеством контролирующих органов.
Вместо создания подобных структур надо законодательно закрепить механизмы прямой ответственности управляющих организаций рублем и ввести механизмы страхования их ответственности перед потребителями и ресурсоснабжаюшими организациями. Бюро РОДП «ЯБЛОКО» обращается к депутатам Государственной Думе РФ с требованием отклонить этот законопроект.
Председатель Партии С.С. Митрохин