30 апреля 2010
Решение Бюро, принято 23 апреля 2010 года

«ЯБЛОКО» выступило против закона о реформе государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы

23 апреля 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении законопроект №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений», который направлен исключительно на оптимизацию и сокращение расходов бюджетов различных уровней во всей социальной сфере.

Партия «ЯБЛОКО» считает, что этот законопроект может стать разрушительным для всей бюджетной сферы и привести к росту числа платных услуг в области здравоохранения, образования, науки и культуры, что приведет к нарушению конституционных прав граждан, росту социальной напряженности и социального расслоения. В связи с этим,

Бюро РОДП «ЯБЛОКО» решило:

1. Поддержать обращения граждан к Президенту Российской Федерации с предложением отклонить законопроект и существенно его переработать по результатам общественного обсуждения.

2. Принять Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву с предложением не подписывать принятый законопроект №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений».

3. Предложить региональным отделениям Партии «ЯБЛОКО» довести позицию Партии до максимально широкого круга граждан.

Председатель Партии

С.С. Митрохин

 

Президенту Российской Федерации
Д.А.Медведеву

 

ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

23 апреля 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении законопроект №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» обращается к Вам с настоятельной просьбой не подписывать этот законопроект, и организовать его существенную переработку с привлечением независимых специалистов и с широким общественным обсуждением.

Партия «ЯБЛОКО» считает, что этот законопроект может стать разрушительным для всей бюджетной сферы и привести к утрате единого образовательного, научного и культурного пространства страны, может привести к снижению возможности получения полноценного бесплатного образования и медицинской помощи, что приведет к нарушению конституционных прав граждан, росту социальной напряженности и социального расслоения.

По мнению Партии «ЯБЛОКО», законопроект направлен исключительно на оптимизацию и сокращение расходов бюджетов различных уровней во всей социальной сфере и на коммерциализацию этих учреждений. На практике это может привести к резкому сокращению бюджетных учреждений, оттоку из них квалифицированных кадров. Более того, поскольку в законопроекте заложена возможность роста долговой нагрузки на учреждения – это может привести к их банкротству и дальнейшей ликвидации. При этом, действующее законодательство не допускает привлечение реальных инвесторов, готовых на принципах частно - государственного партнерства стать соучредителями таких учреждений.

Партия «ЯБЛОКО» убеждена, что прежняя система социального обеспечения граждан нуждается в серьезном реформировании. Однако, принимая во внимание масштабность, значимость этой задачи и риски при ее осуществлении, на наш взгляд, необходимо действовать аккуратно и последовательно, публично и открыто обсуждая в обществе проекты предстоящих изменений и решений. Необходимо также учитывать, что столь значимая и масштабная реформа бюджетных учреждений проводится параллельно с реализацией целого ряда других масштабных реформ в здравоохранении и пенсионном обеспечении.

По официальным данным по состоянию на 1 апреля 2009 года только на федеральном уровне существует 25 287 учреждений (без закрытой части), а на региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 января 2009 года – 302 660 учреждений. Таким образом, предлагаемая реформа затрагивает интересы и права десятков миллионов граждан страны.

В ситуации, когда законодательно не установлены стандарты оказания социальных услуг и порядок определения нормативов, по которым будет осуществляться государственное (муниципальное) субсидирование бюджетных учреждений, когда отсутствует весь комплекс подзаконных и нормативно-методических материалов, необходимых для реализации указанного законопроекта, включая методики расчета госзаказа, а также расчета дотаций, которые будут получать высшие учебные заведения – реализация законопроекта становится не выполнимой.

По мнению Партии «ЯБЛОКО» ключевым элементом проводимой реформы должно стать установление стандартов и нормативов - ключевого элемента проводимой реформы. Их уровень будет определять стабильное финансовое положение реформируемых учреждений.

В законопроекте предусмотрено, что при определении этих нормативов следует исходить из размера бюджетных ассигнований соответствующего учреждения на 2010 год. Однако эта исходная нормативная база сегодня с трудом позволяет учреждениям сводить концы с концами. Такой уровень нормативов поставит большинство бюджетных учреждений на край выживания. И это лишь усиливает существующие в обществе опасения о том, что бюджетные учреждения вынуждены будут покрывать недофинансированные затраты на оказание бесплатных услуг доходами, полученными от оказания платных услуг.

Партия «ЯБЛОКО» считает недопустимым принятие этого законопроекта до принятия Правительством РФ еще только обсуждаемой им Программы по повышению эффективности бюджетных расходов, и предлагает начать обсуждение новой комплексной концепции модернизации социальной сферы на период 2010-2020 годов, неотъемлемой частью, которой была бы и реформа всех бюджетных учреждений.

Партия «ЯБЛОКО» предлагает следующую последовательность действий в области социальной политики на период 2010-2020 годов:

1. В 2010 году Правительство РФ утверждает Программу повышения эффективности бюджетных расходов и разрабатывает концепцию модернизации социальной сферы.

2. В 2010 году Правительство РФ и субъекты Российской Федерации разрабатывают минимальные социальные стандарты на бюджетные услуги в социальной сфере, которые утверждаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. В 2011-2012 годах в ряде регионов провести эксперимент по реформированию бюджетных учреждений в разных секторах социальной сферы, при этом вырабатывая все необходимые подзаконные акты.

4. В 2013 году по результатам государственного и общественного мониторинга и анализа проведенных экспериментов принимается законодательный акт, распространяющий реформу на все государственные (муниципальные) учреждения социальной сферы.

5. В 2014 году, с учетом проведенного эксперимента Правительство РФ утверждает Федеральную программу по реформированию государственных (муниципальных) учреждений в социальной сфере с выделением государственного финансирования для ее обеспечения.

Мы убеждены, что только последовательные, подготовленные и широко обсуждаемые в обществе, с профессиональным сообществом, с политическими партиями действия в данной сфере позволят провести в ней необходимые обществу преобразования, и приблизить ее к мировым стандартам.

Партия «ЯБЛОКО» обращается к Вам с убедительной просьбой не подписывать законопроект №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и отправить его на доработку.

Председатель Партии

С.С. Митрохин


Статьи по теме: Коммерциализация бюджетной сферы


Все статьи по теме: Коммерциализация бюджетной сферы