1 сентября для многих – это день знаний. В Петербурге этот день ознаменовался скандальными общественными слушаниями о высотности башни «Охта-центра» - общественно-делового центра с доминантой высотой 403 метра. По существующим Правилам землепользования и застройки в устье Охты, где хотят построить башню, доминанта может быть не выше 100 метров. Необходимость отклонения от этой величины и обсуждалась на слушаниях.
Организаторы мероприятия «хорошо» подготовились к обсуждению. Раннее утро буднего первосентябрьского дня, зал, находящийся на удалении от основных транспортных потоков, тройной кордон милиции с металлоискателями и собаками – всё для того, чтобы «лишние» люди на слушания не попали. Несмотря на это, зал гостиницы «Карелия» был переполнен. По разным оценкам, в слушаниях приняло участие от 500 до 800 человек. В президиуме сидели чиновники и проектировщики: член комиссии по землепользованию и застройке Красногвардейского района Андрей Галахов, замгендиректора ОДЦ «Охта» Владимир Гронский и начальник отдела планирования и сопровождения проектов «Охта» Петр Лучин, главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев, представитель архитектурного бюро RMJM London Филипп Никандров, замгендиректора ООО «Институт территориального развития» Владимир Аврутин.
Собравшимся продемонстрировали рекламный фильм «Охта-центра», подробно рассказали о количестве прачечных, киосков и ресторанов в будущем общественно-деловом центре, рассказали об истории Охты, показали самые высокие небоскрёбы мира, среди которых предлагаемая башня «Охта-центра» - не самое высокое сооружение. Архитектор «Охта-центра» Филипп Никандров сообщил, что причиной отклонения от предельных высотных параметров является неблагоприятная конфигурация участка: при меньшей высоте строительство экономически нецелесообразно. Владимир Аврутин показал презентацию исследования видимости 400-метровой башни «Охта-центра» из различных точек Петербурга. Оказалось, что небоскрёб будет виден со стрелки Васильевского острова, пляжа Петропавловской крепости, от портика Зимнего дворца, с Университетской набережной, от Академии Художеств…
После долгих монотонных выступлений из президиума дошла очередь до ответов на вопросы из зала. У микрофонов в зале мгновенно выросли очереди. Люди спрашивали о транспортной ситуации около «Охта-центра», о процедуре назначения слушаний, о дальнейших действиях заказчиков строительства. На большинство вопросов отвечал Владимир Гронский, регулярно посылая всех в суд. Вопросов по предмету слушаний - было не очень много. Кто-то спросил о том, почему «Газпром» не купил другой участок под строительство общественно-делового центра, раз на данный участок имеет «неблагоприятную конфигурацию». На это представитель КУГИ заявил, что в городе нет свободной земли под застройку. На вопрос депутата 1-3 созывов Законодательного Собрания Михаил Амосова о том, возможно ли на обсуждаемой территории строительство здания, ограниченного по высоте 100 метрами, Филипп Никандров ответил, что это возможно.
Незаметно вопросы перетекли в выступления. Поочерёдно слово предоставлялось сторонникам и противникам строительства. Интересно, что большинство сторонников строительства получали право выступить напрямую из президиума: из президиума назывались люди, «желающие выступить», и они выступали. Большинство из таких выступающих оказались руководителями обществ жителей блокадного Ленинграда, бывших малолетних узников фашистских лагерей и т.д. Часто они выступали от имени своих организаций, «всех ветеранов и блокадников», на что многие из зала кричали, что это неправда.
Из выступлений противников небоскрёба выделялась речь 80-летней Людмилы Эльяшовой, которая сравнила «Охта-центр» с бомбой для Петербурга. «Я не думала в 1941 году, что придется второй раз защищать город от разрушения, - сказала она. - Эта башня - доминанта власти над людьми». Её выступление многие приветствовали стоя.
Член Бюро партии «ЯБЛОКО» Михаил Амосов в своём выступлении заявил, что «Газпром» создаёт прецедент алгоритма разрушения высотного регламента. «Если губернатор и депутаты поддерживают проект, зачем принимали законы, которые ему противоречат? Еще чернила не просохли на законах, а «Газпром» их нарушает, - сказал «яблочник», имея ввиду Правила землепользования и застройки принятые в этом году. - Хотите строить 400-метровую башню там, где можно только стометровую? Что компании стоит вписать в закон о Правилах землепользования и застройки свою доминанту. В противном случае застройщик проявляет правовой нигилизм, хулиганство». Амосов раскритиковал обоснование «Охта-центра» на отклонение от высотных параметров. По его словам, в Комиссии по землепользованию и застройке лежат десятки заявлений на превышение высоты застройки, и их авторы только и ждут, когда разрешат строить башню. «Газпром» создает прецедент и алгоритм разрушения высотного регламента, коррупционно опасный механизм», — предупредил Михаил Амосов.
Директор Центра «ЭКОМ» Александр Карпов рассказал, что, по его подсчётам, все запланированные площади можно разместить на имеющемся земельном участке при средней высоте застройки от 37 до 46 метров. Для этого вовсе не нужно строить 400-метровую башню.
По окончании выступлений Владимир Гронский заявил, что слушания признаны состоявшимися и в течение 5 дней все желающие могут подать свои замечания в администрацию Красногвардейского района.
Стоит отметить, что 4 сентября состоится заседание суда по иску Татьяны Красавиной и Евгения Козлова о незаконности назначения данных слушаний.
Фоторепортаж: Закс.ру (Михаил Масленников и Алексей Дьяченко)
Остальные фотографии смотрите на сайте Санкт-Петербургского «ЯБЛОКА»