После триумфальной победы В.В. Путина на последних президентских выборах прошло достаточно времени, чтобы можно было задаться самым простым вопросом – а стали ли мы лучше жить? Наверное, все еще помнят с какой помпой принимался очередной «пакет» майских указов, направленных (как нас уверяли) на радикальное повышение уровня жизни основной массы населения страны. И при этом государственные СМИ как-то стыдливо умолчали, что рост заработной планы бюджетников, предусмотренный предыдущими президентскими указами от 2012 г., был достигнут во многом путем «оптимизации» (а проще говоря – сокращения) сети учреждений здравоохранения, образования, культуры и искусства.
Как будут выполняться последние президентские указы – мы еще увидим. Пока же отметим, что очередной президентский срок В.В. Путина проходит под знаком возрождения российской армии и усиливающегося противостояния со странами Запада во главе с США. А ведь еще недавно нас всех объединяли общечеловеческие ценности, а лидеры ведущих западных стран позиционировались как личные друзья российского президента.
Мы далеки от того, чтобы возлагать на российскую сторону всю ответственность за разрыв с западными демократиями. Как известно, в политике не бывает вечных друзей и каждая страна как может отстаивает свои собственные интересы. Мы сейчас о другом – о том, что наша страна начинает напоминать СССР периода «холодной войны», а государственное управление характеризуется усилением «командного» стиля, который стыдливо маскируется расплывчатым определением «режим ручного управления». При этом на деле пресловутое «ручное управление» страной означает распространение единоначалия на весь аппарат государственного управления.
Но современное государство не может быть устроено по армейскому образцу. Задачи армии – обеспечить оборону и безопасность страны, а если дело дойдет до войны – добиться победы над врагом.
Цели и задачи государства иные и сводятся, в конечном итоге, к достижению высокого качества жизни его граждан.
Разные цели диктуют и разные принципы устройства.
В армии (в том числе и российской) действует верховенство приказа: приказ командира обязателен для исполнения подчиненными. Но единоначалие, необходимое в военном строительстве, недопустимо для государства в целом, здесь оно превращается в авторитаризм, самодержавие.
Уже давно стало аксиомой – современное демократическое государство строится на взаимодействии трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. При этом все указанные ветви власти должны быть равно независимы друг от друга.
В такой конструкции верховенство приказа действовать не может. И еще. При таком устройстве государство эффективно только в том случае, если в нем действует верховенство права, в том числе (и даже в первую очередь) в отношении верховной власти. Круговая порука во властных структурах должна быть исключена системой сдержек и противовесов. И одновременно должен действовать принцип неотвратимости наказания за нарушение закона.
Нас же, граждан Российской Федерации, исподволь убеждают в том, что эффективность государственной машины определяется не безусловным следованием законам и праву, а авторитетом высшей власти в лице первого лица государства, чьи распоряжения не могут быть оспорены и подлежат безусловному исполнению. Но кто в этом случае будет следить за исполнением закона? Кто будет искоренять коррупцию в органах власти?
При ближайшем рассмотрении оказывается, что система государственного управления современной России во многом сохраняет советские черты, опирается на старые коммунистические методы контроля и мотивации. С той лишь разницей, что нас еще не призывают верить в то, что правящая партия олицетворяет «ум, честь и совесть нашей эпохи».
Есть еще одна существенная разница между СССР и современной Россией. Советский Союз буквально до последних лет своего существования, до той самой пресловутой «перестройки» оставался социальным государством, а современная Россия только пытается им стать. Советский Союз оставался социальным государством несмотря на тотальный контроль государства над обществом, авторитаризм советских вождей и и бюрократические методы управления. От социально ответственного советского государства сегодня мало что осталось, а вот бюрократия стала во много раз сильнее.
СССР большую часть своего существования прожил в явно враждебном ему капиталистическом окружении под угрозой тотальной войны, что до некоторой степени оправдывает чрезвычайные методы управления, которые применялись вплоть до середины 60-х годов прошлого столетия.
Сегодня, при всем том, что за последние пять лет международная обстановка серьезно обострилась – в российском государстве и российском обществе нет потребности в чрезмерной концентрации властных полномочий в руках одного должностного лица. Для нашей страны по-прежнему актуальной остается задача построения в России эффективного демократического государства. Более того, чтобы Россия развивалась и дальше она должна стать свободной, современной, европейской страной 21-го века.
Не следует понимать это как призыв к немедленному слому существующей модели государственного устройства – под его развалинами может оказаться погребенной и сама Российская государственность. Это едва не произошло в 1917 году, а затем в «лихие девяностые». Если от этого кто-то и выиграет, то только не мы, граждане Российской Федерации. Нужны последовательные всеобъемлющие и выверенные реформы, о необходимости которых российские власти твердят почти тридцать лет и вместо которых имел место почти бандитский раздел государственной собственности с последующим узакониванием его результатов. Но реформы, необходимые нашей стране, это тема отдельного разговора.
Пока же целесообразнее прибегнуть к стратегии малых дел и для начала реформировать Совет Федерации, а точнее – вернуть в его состав губернаторов и глав национальных республик. Нелепость существующей ситуации в том, что главы субъектов Российской Федерации сидят не в Совете Федерации, который согласно действующей Конституции наделен серьезными правами и полномочиями, а в Государственном Совете, но там они – авторитетные люди без полномочий.
Тем временем в Совете Федерации сидят люди с полномочиями, но никому не известные и не избранные народом.
Демократия, как известно, это власть народа и чтобы состояться в качестве таковой – максимально возможное количество ответственных должностей в государстве должны быть выборными, а следовательно – подконтрольными народу. К сожалению, российское общество еще недостаточно организовано, чтобы воспользоваться механизмом выборов для осуществления эффективного контроля над органами государственной власти, над бюрократией.
В более чем тысячелетней истории Российского государства только последние сто лет отмечены существованием республиканской системы правления, сменившей монархическую форму государства. Но сама по себе республиканская система власти не равнозначна демократии – выборы в Советы всех уровней регулярно проходили и в Советском Союзе, что не делало его демократической страной.
Если внимательно присмотреться к новейшей истории Российского государства – настоящие демократы никогда не приходили в нем к власти. Этим, в первую очередь, и объясняется слабое развитие в нашей стране элементов гражданского общества. Нельзя же в самом деле считать демократией тот «беспредел», охвативший страну в период президентства Бориса Ельцина. Скорее можно поверить в то, что выходцы из старых партийно-советских кадров и примкнувшие к ним псевдо-либералы, оперативно вставшие под демократические знамена, сознательно скомпрометировали демократические ценности в глазах российского народа. На самом деле они и не собирались перестраивать государство на их основе – без них гораздо сподручнее сохранить власть на долгие годы.
Фактически было сделано все возможное для того, чтобы истинные демократы никогда не пришли к власти.
Для того, чтобы выйти из этого порочного круга, нашей стране нужно воспользоваться главным инструментом модернизации – демократией.
А оно российским чиновникам надо? Как же они при демократии будут вечно переизбираться и разворовывать страну?
А для создания видимости функционирования в стране демократических процессов служат «ручные» политические партии, допущенные в Государственную Думу. Еще во время последних президентских и парламентских выборов мы пытались донести до избирателей простую мысль – в Российской Федерации существует одна единственная демократическая партия – «Яблоко». Все другие – фикция. Судя по итогам выборов – основная масса избирателей нам не поверила.
А это значит, что теперь мы будем жить так, как тогда проголосовали…