Член Бюро партии «Яблоко» Андрей бабушкин посетил Сахалинскую область в составе постоянной комиссии Совета по правам человека. О поездке на Сахалин правозащитник рассказал в своем блоге. Ключевая мысль Бабушкина: федеральный центр должен изменить свое отношение к региону, «если Россия хочет сохранить за собою Сахалин не на ближайшую президентскую шестилетку, а хотя бы на 5 будущих поколений». «Надо преодолеть по отношению к Сахалину колониальное мышление, и начинать относиться к нему также, как мы относимся, например, к Москве», - пишет он.
«Что значит «колониальное мышление»? - объясняет Бабушкин. - Это значит, что в субъекте России, занимающей четвертое или пятое место по доходам на душу населения после Москвы, ЯНАО, ХМАО есть единственная железная дорогая – узкоколейка, и доходит она только до Ногликов. Причем 2/3 этой дороги до Котона (нынешнего пос. Победино, находящегося на советско-японской границе) была построена японцами с 1907 по 1944 год, причем строили ее японцы даже в годы войны, а одна треть, от Победино до Ногликов, - нами. За 70 с лишним лет. А до Охи эта железная дорога так и не дошла.
Это значит, что нормальное шоссе от Южносахалинска до Охи, главного города северного Сахалина, было проложено только несколько лет назад. Однако до сих пор большая часть острова, и не только заповедные места, - зона сплошного бездорожья.
Это значит, что в г. Корсакове, бывшем японском городе Отомари, во многих домах вода, как и столетие назад, течет по водопроводу, построенному японцами из бамбуковых трубок.
Это значит, что билет из Южносахалинска во Владивосток (954 км. по прямой) и обратно, стоит 15 тысяч рублей: добраться до Японии сахалинцам проще, чем до столицы российского Дальнего Востока.
Это значит, что цены на Сахалине такие, как будто Сахалин это - туристический пригород Токио (сахалинская рыба – 750- 1700 руб. /кг, красная икра – от 1400 руб. за полкило), а ценная промысловая рыба в нерест 2017 года приплыла в сахалинские реки то ли в количестве 10, то ли 2 % обычного, так как ставные невода, которые ставят рыбопромышленники, не позволяют рыбе прорваться в места нереста и приводит к гибели поголовья.
Это значит, что в местах традиционного природопользования коренных народов Сахалина нивхов, уйльта, эвенков, нанайцев, ороков, а также в их священных лесах, предоставлять новым поселенцам сахалинский гектар нельзя», - написал Андрей Бабушкин.