20 апреля в центральном офисе РОДП «ЯБЛОКО» состоялась лекция общества «Мемориал» в рамках занятий Вечернего Партийного Университета. Об анатомии и масштабах сталинского террора рассказал Председатель Правления Международного общества «Мемориал» правозащитник и историк Арсений Рогинский.
В начале своего выступления докладчик отметил, что «согласно российскому законодательству, политические репрессии – это различные репрессии, применяемые государством по политическим мотивам». Арсений Рогинский добавил, что полностью под такое определение попадают люди, осужденные судебными или квазисудебными органами, и люди, подвергнутые репрессиям по административным решениям, в основном путем массовых депортаций. «По первой категории обвинения в течение 1921 – 1953 г.г. органами госбезопасности было арестовано около 6 млн. советских граждан, из них 1,1-1,2 млн. – расстреляно. В основном практиковалось заочное рассмотрение дел «тройками», «двойками», Особым совещанием – без адвоката, прокурора и вызова свидетелей», – заявил он. Из этих шести миллионов часть были арестованы по общеуголовным делам, часть – по несколько раз. Так что имеет смысл говорить примерно о 5 миллионах арестованных «за политику». Правозащитник рассказал, что депортации подверглись различные слои населения СССР: казаки, крестьяне в период коллективизации, народы с территорий, оккупированных СССР в 1939 году, «наказанные народы» во время Великой Отечественной войны. «Всего было депортировано около 7 млн. человек. Таким образом, всего жертвами политических репрессий стали около 12 млн. людей», – констатировал Арсений Рогинский. Кроме них, к жертвам политических репрессий следует отнести так называемых «лишенцев» – священников, торговцев, полицейских царской России и других граждан, лишенных по Конституции 1918 г. избирательных прав, их было около 3,8 млн. человек.
«По мнению многих (но не докладчика), жертвами политического террора являются также погибшие во время голода 1932 – 1933 г.г., всего около 6 – 7 млн. умерших», – заявил Арсений Рогинский. Многие также считают жертвами политрепрессий пострадавших от «трудовых указов» 1940-1942 гг. Репрессии применялись к людям за опоздания и прогулы, за самовольный переход на другую работу без согласия начальства, за недобор трудодней в колхозе, за плохое поведение или самовольное оставление школ ФЗО и т.д. «По этим трудовым указам советская власть осудила около 18 миллионов человек, из них 4 миллиона в Гулаг, остальных к исправтруд работам».
Арсений Рогинский охарактеризовал массовый террор как страшный период российской истории. «Никакой политической воли по преодолению советского наследия мы в нашей стране не наблюдаем», – заключил он.
Следующую лекцию общества «Мемориал» «Тюремное сопротивление» и борьба за политрежим политзаключенных: феномен, методы, парадоксы» проведет доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Константин Морозов 27 апреля в 19: