1 октября 2009
Пресс-релиз

Как провести Год учителя обсудили в Мосгордуме

 Сегодня, 1 октября, накануне Дня учителя в Мосгордуме прошло очередное заседание комиссии по науке и образованию, на котором обсуждалось проведение в Москве Года учителя в 2010 году.

Открывая заседание, председатель комиссии, депутат Мосгордумы от фракции «ЯБЛОКО» Евгений Бунимович обратил внимание собравшихся на необходимость повышения авторитета профессии учителя. Будучи не только депутатом, но и преподавателем, он отметил, что не понимает, почему все интересуются мнением депутатов по любым вопросам, даже не касающимся их непосредственной работы, но никто не интересуется мнением учителей.

«Мне кажется, что одна из главных вещей, которая должна быть сделана в Год учителя – голос учителя должен быть услышан», – сказал Евгений Бунимович в своем вступительном слове. Он также назвал верхом цинизма объявление Года учителя одновременно с замораживанием зарплат бюджетникам.

Начальник управления государственной службы, кадров и педагогического образования Софья Пипман отметила, что департаментом образования была проделана большая работа по разработке предложений, подготовленных к Году учителя, кроме этого им были изучены предложения всех департаментов.

Она рассказала участникам заседания о проблемах, которые стоят наиболее остро и на сегодняшний день не имеют готового решения. Одна из них – насыщение отрасли педагогическими кадрами, трудоустройство молодых специалистов и учителей пенсионного возраста. В связи с этим обсуждалась возможность проведения эксперимента по введению должности методиста-наставника, что позволило бы не только педагогам-пенсионерам продолжать трудовую деятельность, но и приступить к работе молодым специалистам. 

Еще один эксперимент, по словам Софьи Пипман, планируется провести в Юго-западном округе, он должен помочь решить вопрос дополнительного образования педагогов и повышения квалификации. В рамках эксперимента в опорных школах ЮЗАО педагогам будут выдаваться бюджетно-финансовые сертификаты, определяющие стоимость дополнительного образования, место повышения квалификации педагоги смогут выбирать сами.

В связи с обсуждением одной из самых важных проблем – отсутствия для учителей многих необходимых льгот, Евгений Бунимович предложил разработать для педагогов социальный пакет. Эта идея была поддержана всеми участниками заседания. Введение социального пакета может позволить решить задачи предоставления качественного медицинского обслуживания, посещения музеев и мест отдыха, устройства детей преподавателей в детские сады и многие другие. 

Участники заседания вспомнили также о Международной педагогической карте, которая предоставляет льготы для учителей по всему миру при пользовании различными услугами от проезда в общественном транспорте до посещения музеев и театров. В Москве, хотя в законодательстве возможность использования карты прописана, на практике, по словам одного из участников, ей можно воспользоваться только для получения скидки в прачечных «Диана».

Нерешенной проблемой остается отсутствие нормативных актов для проведения серьезных изменений в положении учителей – этот вопрос будет подниматься перед правительством одновременно с внесением предложений, разработанных к Году учителя.

На заседании комиссии также были подняты проблемы разрыва между зарплатами преподавателей разных предметов, категорий и трудового стажа, установления единой базовой ставки для педагогов, отсутствия профессионального страхования, низкого уровня юридической грамотности учителей, поддержки авторских прав учителей и права на образование при выборе учебника, разрыва между учительским и родительским сообществами. 

Участники заседания поддержали выступившего на круглом столе учителя информатики, который отметил, что основная проблема в том, что «учителя очень боятся и очень унижены». Собравшиеся выразили надежду, что у учителей появится возможность принимать участие в решении касающихся их вопросов через создание учительских сообществ или союзов. По результатам заседания все предложения будут проанализированы, доработаны и предложены для начала реализации в Год учителя.

В заседании комиссии приняли участие представители Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации, Комитета рекламы, представители педагогического профсоюза, образовательных Интернет-порталов, учителя и директора школ.

Проведение праздничных мероприятий, посвященных Году учителя, также было включено в обсуждение.