31 июля 2009
Заявление Московского «ЯБЛОКА»

О ситуации вокруг Черкизовского рынка

Региональное отделение партии «ЯБЛОКО» в городе Москве поддерживает Распоряжение Правительства Москвы № 231-РП от 13.02.07 прекратить деятельность Черкизовского рынка к концу 2009 года. За последние 15 лет рынок превратился в криминальную «черную дыру», приносящую доход оргпреступности и коррумпированными ею чиновниками во всех звеньях «вертикали власти». 

Вместе с тем мы не согласны с поспешным и силовым по своему характеру решением закрыть рынок в июле, которое лишило предпринимателей возможности подготовиться к этому событию. Данное решение застало их врасплох не только в силу своей внезапности, но еще и потому, что управляющие компании (АСТ и др.) не удосужились известить их о Распоряжении №231-РП, видимо, рассчитывая в очередной раз «откупиться» от властей. Однако и московские власти не подготовились к ситуации должным образом: работа по переводу предпринимателей на новые площадки должна была начаться еще в 2007 году.

В адрес Московского отделения РОДП «ЯБЛОКО» поступает большое количество обращений от арендаторов, осуществлявших хозяйственную деятельность на территории Черкизовского рынка. В связи с резкой остановкой работы рынка возник ряд острых социальных и экономических проблем.

На территории рынка вело хозяйственную деятельность около 15 000 граждан Российской Федерации (из них 5000 москвичей) как в сфере оптово – розничной деятельности, так и в сфере производства. Подавляющее число этих граждан в самый разгар экономического кризиса лишились своих рабочих мест и возможности осуществлять предпринимательскую деятельность.

Разрушаются сложившиеся за многие годы хозяйственные связи, страдают крупнейшие российские производители швейной, меховой, обувной и иной продукции. Пострадали меховые и швейные производства в Краснодарском Крае, текстильная промышленность Ивановской области, обувная промышленность Ростова. В сложной ситуации оказались производители и потребители торгового оборудования (легких металлических конструкций), а также транспортные компании. Все это явно не способствует решению задачи вывода страны из экономического кризиса.

На территории рынка хранится огромное количество товаров, стоимость которых исчисляется сотнями миллионов долларов США. Возникают логистические проблемы с вывозом и последующим хранением этих товаров. Возникает сложность с их охраной и обеспечением правопорядка на территории рынка. 

Происходит стихийное расползание торговли по другим районам Москвы, где в связи с этим растет социальная напряженность, усугубляется транспортная ситуация и криминогенная обстановка. Огромные неудобства создаются для жителей близлежащих районов.

Стремление властей как можно быстрее «выбросить» товар с территории рынка вызывает подозрения, что следственные действия по выявлению фактов криминала (контрабанды, контрафакта, ухода от налогов, незаконных поборов владельцев с предпринимателей и т. д.) не планируются. Следовательно, все выгодоприобретатели от многолетней огромной наживы, включая коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов, уйдут от ответственности. 

Московское отделение РОДП «Яблоко» создало штаб по содействию предпринимателям в решении их проблем. В качестве мер по предотвращению последствий непродуманных действий считаем необходимым на федеральном и городском уровне принять следующие решения.

1) Генеральной Прокуратуре, Следственному комитету, МВД провести проверку всех сведений о криминальной деятельности на рынке за последние 15 лет и по ее итогам возбудить соответствующие уголовные дела. 

2) Обязать управляющие компании выполнить все предписания МЧС в связи с нарушением норм пожарной безопасности на рынке, после чего приостановить исполнительное производство по иску МЧС.

3) До 31 декабря ввести ликвидационный режим работы рынка – по сокращенному графику (с 8 до 15 часов), без розничной торговли и т.п. 

4) Резко усилить работу Департамента потребительского рынка г. Москвы по размещению до конца года черкизовских предпринимателей на свободные места на других торговых площадках Москвы (за пределами МКАД) и Московской области, полностью исключив ущемление интересов работающих там предпринимателей. Приоритетом такой работы должно стать соблюдение прав жителей близлежащих районов, санитарного и миграционного законодательства.

5) Увязать темпы предоставления новых площадок с графиком вывоза товара с Черкизовского рынка.

Мы считаем перспективной идею создания новой площадки для крупного рынка, в котором могли бы получить рабочие места предприниматели Черкизовского рынка на неосвоенной территории между Киевским и Калужским шоссе в 2 километрах от МКАДа.