Калужский областной суд отказал «ЯБЛОКУ», оспаривающему отказ в регистрации на выборах в областное заксобрание.
Из 8 452 подписей, собранных в поддержку списка партии, эксперты облизбиркома забраковали 600 подписей при допустимом браке в 400. Через суд «ЯБЛОКУ» удалось доказать, что 77 подписей признаны недействительными незаконно. Но для регистрации партийного списка необходимо было «отбить» у облизбиркома 201 подпись, отметил депутат Калужской областной Думы, «яблочник» Сергей Фадеев.
По словам Фадеева, участвующего в судебном процессе, избирательная комиссия «переврала и перепутала все, что можно было переврать и перепутать». Члены партии привели основания для отмены постановления об отказе в регистрации списка, но суд не счел их заслуживающими подробного рассмотрения.
Больше ста подписей были признаны недействительными, так как сборщики подписей, по версии прокурора, не заверили исправления. По закону, если на подписном листе есть исправления, сборщик должен подтвердить их, подписав на листе «исправленному верить». На каждом листе, содержащем исправления, сборщики от «ЯБЛОКА» поставили необходимые заверения.
«Мне кажется, что есть деловые обычаи, поэтому сборщик должен был писать это возле каждого исправления», - заявил прокурор. И суд счел представления прокурора о «деловых обычаях» веским и аргументированным доводом для признания более сотни подписей недействительными. Подобным образом были забракованы еще полтысячи подписей.
Например, здесь комиссия не смогла установить год рождения избирателя:
А в этом случае избирком не смог понять, в какой квартире живет поставивший подпись человек:
В нарушение закона «ЯБЛОКО» не уведомили и о времени и месте проверки подписей. Представители избирательной комиссии настаивали на том, что устно предупредили членов партии. Выступающие же на суде свидетели говорили лишь о том, что комиссия пообещала сообщить «ЯБЛОКУ» о дате проверки.
По закону итоговые протоколы проверки подписей, ведомости и другие документы должны вручаться представителям партии не позднее, чем за двое суток до итогового заседания облизбиркома, назначенного на 7 февраля. В понедельник 4 февраля, в 11 часов утра, члены «ЯБЛОКА» получили на свои домашние адреса телеграммы, в которых сообщалось, что проверка подписных листов партии начнется в этот же день в 14:00.
Даже если предположить, что «яблочница» Татьяна Котляр находилась в рабочий день у себя дома в Обнинске, то ее возможность успеть за пару часов к началу заседания в Калуге все равно представляется весьма маловероятной.
Когда на следующий день члены партии приехали в избирком за документами, им выдали их ксерокопии, хотя по закону должны предоставить заверенные копии. «Яблочники» направились к секретарю областной избирательной комиссии Александру Коняшину для заверки копий. Но господин Коняшин со словами «у меня срочное завещание» быстро надел пальто и скрылся из здания.
7 февраля на итоговом заседании комиссии сотрудники облизбиркома, придерживаясь двух версии, отказывали партийцам в выдаче документов. По первой версии документы «яблочники» смогут получить только после заседания комиссии. Вторая версия была более интригующей: членов партии убеждали что документы, забирать которые их приглашали уже 4 февраля, еще не готовы.
Через час, добившись получения протоколов, «яблочники» выяснили, что комиссия избиркома признала 626 подписей недостоверными, а рабочая группа эти же 626 подписей сочла недействительными. Отметим, что по закону два этих определения являются абсолютно разными юридическими терминами.
Добавим, что протокол, предоставленный «ЯБЛОКУ» избиркомом и имеющий полную юридическую силу, содержит следующий текст: « в соответствии с вашим устным запросом от 5 февраля 1010 года<…>». А постановление об отказе в регистрации списка партии датировано 7 февраля 2020 года.
Завтра будет готов полный текст решения об отказе иска партии. Получив это решение «ЯБЛОКО» подаст кассационную жалобу в Верховный суд РФ.