Георгий Полтавченко ответил на депутатский запрос «яблочников» Бориса Вишневского и Александра Кобринского о повышении платы за проезд общественным транспортом. Депутаты признали ответ неудовлетворительным — губернатор в основном повторил тезисы, излагаемые в письме вице-губернатора Игоря Албина по этому же вопросу.
Одновременно с этим представители Комитета по транспорту заявили, что в проекте бюджета города заложено повышение платы за проезд в метро до 42 рублей, в наземном транспорте — до 40 рублей, и повышение стоимости проездных билетов на 15-25%. И что это связано с необходимостью обновления подвижного состава и ремонта.
Всё это не выдерживает критики.
Во-первых, если говорить об ответе губернатора, то он признает эффективной существующую систему контроля деятельности предприятий и в дополнительном аудите не нуждающейся. Весьма сомнительным представляется это утверждение, тем более в свете нашумевшей год тому назад истории с нарушениями на 9,23 млрд. руб., которые выявила Контрольно-счётная палата в ходе проверки работы ГУП «Метрополитен».
Тем не менее, губернатор ссылается на Порядок осуществления контроля за деятельностью ГУПов и предлагает ограничиться в интересе к работе ГУПов изучением отчётов Комитета по транспорту на сайте Администрации Санкт-Петербурга.
Однако, отчёты эти на указанном сайте найти не представляется возможным. Если подобные отчёты и выкладываются, то к ним нет понятного доступа или ссылки с главной страницы. Наиболее близкая к необходимой отчётность выкладывается на сайте Петербургского Метрополитена, но её детализация не позволяет сделать никаких выводов об эффективности использования средств ГУПом. Об остальных ГУПах — «Пассажиравтотрансе» и «Горэлектротрансе», — и говорить нечего.
Информация из ответа губернатора о том, что «во всех трёх вариантах не планируются опережающие темпы увеличения стоимости проезда по проездным билетам длительного пользования по сравнению с со стоимостью разового билета» также плохо коррелирует с ранее озвученными планами поднять стоимость единого проездного на месяц с 2 380 до 2 850 рублей (почти 20%).
«Либо сейчас такая большая стоимость проездного уже не закладывается, либо мы имеем дело с лукавством, так как можно сравнивать подорожание как с ростом стоимости билета без «Подорожника» (до 40 рублей, порядка 43%) или по «Подорожнику» (до 33 рублей, порядка 8%). Если сравнивать подорожание длительного проездного с подорожанием на 43%, то, конечно, оно не превысит подобные темпы», — комментирует Борис Вишневский.
Комитет по транспорту заявил, что в проекте бюджета заложено повышение платы за проезд в метро до 42 рублей, в наземном транспорте — до 40 рублей, и повышение стоимости проездных билетов на 15-25%. И что это связано с необходимостью обновления подвижного состава и ремонта. Это более чем странно.
Во-вторых, как сообщал глава Комитета финансов Алексей Корабельников, в проект бюджета заложено повышение субсидии транспортникам на 1.3 млрд. рублей. Это, по расчетам Бориса Вишневского, соответствует росту тарифа на 18%, то есть — с 28 до 33 рублей в наземном транспорте и с 31 до 37 рублей в метро.
«Откуда взялись новые цифры?, — спрашивает Вишневский. — Объяснения о необходимости обновления подвижного состава критики не выдерживают: это отдельная строка бюджета. В проекте бюджета на 2015 год только на приобретение новых вагонов метро заложено 2.25 млрд. рублей. А еще 1.4 млрд. рублей на социальные автобусы, 393 млн. рублей на трамваи, и 46 млн. на троллейбусы».
Зампред комитета финансов Сергей Макеев сообщил Вишневскому, что в проект бюджета заложено повышение «средневзвешенного тарифа» на 15.6%. Что кардинально расходится с объявленными транспортниками цифрами.
Объяснение у депутатов одно: транспортные монополисты хотят получить большую прибыль. За счёт пассажиров.
С точки зрения Бориса Вишневского, Правительству Санкт-Петербурга и подведомственным Комитетам необходимо:
1. Обязать подведомственные ГУПы выкладывать иметь видную ссылку с главной страницы на страницу со всеми финансово-хозяйственными отчётами, а также результатами аудиторских проверок.
2. Провести и опубликовать комплексный анализ эластичности спроса по цене как по росту разового билета без «Подорожника», так и по росту единого проездного билета.
3. Разработать и внедрить до конца 2016 года систему оплаты проезда с переориентацией оплаты не за поездку на маршруте, а за поездку из точки А в точку Б, разумной стоимости длительных проездных, мотивирующей людей пересаживаться из личного транспорта в общественный, а также комплексности проездных с охватом в том числе городских электропоездов.
В целом ответ показывает полное отсутствие желания менять что-либо как в степени прозрачности отчётности (результаты аудиторской проверки не выкладываются, информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятий на сайтах не найти), так и в способе подсчёта новых тарифов. При повышении стоимости разового проезда билета без «Подорожника» до 40-42 рублей никак не учитывается эластичность спроса по цене и того, что значительная часть пассажиров просто перейдёт на маршрутки. Значительный рост проездных билетов длительного пользования будет и дальше мотивировать пассажиров пересаживаться на личные автомобили, что противоречит декларируемому принципу Смольного борьбы с пробками.
Текст ответа Георгия Полтавченко: