Предложенный финансовый курс городского правительства уже оценен налогоплательщиками: инвесторы уходят из Петербурга, строительная отрасль, как ведущая отрасль городской экономики, на пороге кризиса. Время политического доверия к новой власти истекло. Мы должны прервать путь провинциального существования нашего города, потому что это жизнь без будущего. Петербург требует перемен.
Представленные изменения в бюджет надо рассматривать не самостоятельно, а следует оценивать бюджет 2012 года в целом с учетом предлагаемых изменений. Фракция "Яблоко", как и большинство из присутствующих сегодня депутатов, не принимали участия в утверждении бюджета на 2012 год в октябре прошлого года.
Этот бюджет принимался в преддверии череды избирательных кампаний, и наши эксперты оценивали его как бюджет пустых обещаний и неоправданных надежд. Кроме того, по сути, это еще был бюджет старой администрации, разработанный в ее типичном стиле последних лет, когда реальное распределение бюджетных средств проходило в Смольном без серьезного участия парламента.
Выборы прошли. У нового городского Правительства было достаточно времени, чтобы избавиться от сомнительных обязательств, сформировать новую бюджетную политику и представить ее для обсуждения. Как показывает представленный проект изменений в бюджет, этого, к сожалению, не случилось.
Как известно, три кита, на которых держится бюджет, это:
1) сбалансированность;
2) прозрачность;
3) достоверность.
По поводу сбалансированности.
Бюджет 2012 года был сверстан с дефицитом в размере 9%. С учетом предлагаемых изменений размер дефицита достигнет 51,8 млрд.рублей или 14%. Это самый большой размер дефицита за последние 10 лет, начиная с бездефицитного бюджета 2002 года.
При этом привлечение средств для погашения дефицита бюджета должно основываться на принципах недопущения роста государственного долга. Начиная с 2009 года, предельный объем государственного долга Санкт-Петербурга рос колоссальными темпами с 6 до 37 млрд.рублей в 2011 году, и достиг самого большого размера за всю историю Санкт-Петербурга в 2012 году – 49 млрд.рублей.
При этом программа государственных заимствований в 2011 году не выполнена. И в очередной раз нам предлагают сохранить тенденцию последних лет, когда погашение дефицита осуществляется исключительно за счет привлечения остатков средств на счетах бюджета.
Так, по состоянию на 1 января 2012 года остатки свободных денежных средств составили более 30 млрд.рублей за счет:
невключения в доходную часть бюджета значительных средств;
неисполнения запланированных расходов.
Как показывает отчет Контрольно-счетной палаты об исполнении бюджета за 2011 год, размер невключенных доходов составил 19 млрд.рублей, а исполнение расходных обязательств бюджета не выполнено на 28 млрд.рублей, и существенным образом это коснулось системы образования.
Таким образом, исполнительная власть без какого-либо участия парламента распорядилась 47 млрд.рублей или почти 12% бюджета.
Сегодня нам в очередной раз предлагают поучаствовать в этой финансовой игре "без правил".
При этом поправка фракции "ЯБЛОКО" о создании резервного фонда Санкт-Петербурга для обеспечения прозрачности расходования остатков бюджетных средств в условиях нарастающего дефицита, была отвергнута.
По поводу прозрачности.
Продолжается тенденция безудержного роста чиновников при нынешней администрации.
За последние 5 лет предыдущего правительства с 2006 по 2011 год численность должностей в исполнительных органах власти выросла на 214 человек, а за время работы новой администрации только с октября 2011 года рост чиновников составил 102 человека.
С 2009 по 2011 годы рост численности работников бюджетных учреждений составил 4810 человек, а с октября прошлого года на 2206 единиц, причем это коснулось только Комитета по вопросам законности и правопорядка и Администрации Губернатора, а не учреждений образования, культуры или здравоохранения.
Видимо, поэтому у нас расходы на ремонт новой резиденции для чиновников больше расходов на расселение коммунальных квартир. Поправки фракции "ЯБЛОКО", устраняющие эту вопиющую несправедливость в отношении 300 тысяч человек, рождающихся и умирающих в очереди на расселение, были немотивированно отклонены. Финансово мотивированное депутатское большинство, взвесив 1 миллиард на губернаторский дворец и 1 миллиард на 3 тысячи коммунальных квартир, выбрало первое, при этом обвинив нас в нелюбви к Петербургу.
Возможно, по той же странной любви большинства была отклонена поправка Григория Явлинского за счет скрытых бюджетных излишков профинансировать детские сады и онкологические центры.
Кроме того, благодаря нынешней редакции бюджета мы лишены всякой возможности сопоставить реальную численность чиновников с финансовыми расходами, необходимой для соблюдения принципа прозрачности, установленного Бюджетным кодексом России.
Здесь же следует упомянуть и статью 21 бюджета, которая предусматривает направление бюджетных средств в уставные фонды целого ряда коммерческих организаций. Сам по себе подобный механизм перекачки казенных средств в структуры, в которых лишь обозначено участие Петербурга, представляется весьма сомнительным.
Сегодня нам предлагают добавить 915 млн.рублей в уставный фонд "Водоканала" для устройства снегоплавильных пунктов в отсутствие разработанной прошедшей экспертизу и утвержденной проектно-сметной документации.
В дополнение к этому 250 млн.рублей передается акционерному обществу "Центральная фармацевтическая база", при этом никем целевое назначение этих средств не называется. Хотя ответ очевиден – идет активный передел на фармацевтическом рынке Петербурга, когда вместо развития честной конкуренции на смену одному "семейному" монополисту приходит другой.
Фракция "ЯБЛОКО" считает безнравственным голосовать за подобные бюджетные авантюры, потому что они касаются лекарств, спасающих жизни наших горожан.
По поводу достоверности.
Как известно, с июля 2012 года ожидается тотальное повышение тарифов, практически по всем отраслям, отложенное с 1 января по политическим соображениям: по энергоснабжению, в сфере ЖКХ, общественного транспорта (на газ – 15%, на проезд – на 2 рубля, на остальные услуги – в пределах инфляции).
Однако ни бюджет 2012 года, ни вносимые в него изменения необходимых расчетов не содержат. Как следствие, в бюджете заложены недостоверные сведения о размере субсидий на пассажирские перевозки, на возмещение расходов жилищных организаций. Это весьма значительные средства, так, например, только по теплу субсидии превышают 12 млрд.руб.
Получается, что в очередной раз сэкономленные средства от субсидий за счет роста тарифов Правительство перераспределит вне бюджетной росписи.
Фракция "ЯБЛОКО", как парламентская партия, считает, что подобные закулисные маневры унижают роль и значение Законодательного Собрания, как органа народовластия.
***
Предложенный финансовый курс городского правительства уже оценен налогоплательщиками: инвесторы уходят из Петербурга, строительная отрасль, как ведущая отрасль городской экономики, на пороге кризиса.
Время политического доверия к новой власти истекло. Мы должны прервать путь провинциального существования нашего города, потому что это жизнь без будущего.
Петербург требует перемен.
Мы должны дать городу такой бюджет, который в равной степени обеспечит достойную жизнь наших бюджетников и создаст условия для развития малого и среднего бизнеса – не только в целях пополнения городских доходов, но и создания реальных рабочих мест для наших горожан, в первую очередь, молодежи.
Мы должны отклонить предлагаемую корректировку бюджета и в рамках согласительной комиссии с участием депутатов сформировать новые финансовые параметры, честные и ответственные и по доходам, и по расходам.
Принято на заседании фракции "ЯБЛОКО"
в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга
22 мая 2012 года
Депутатское большинство приняло изменения в бюджет в третьем чтении. По предложению фракции "ЯБЛОКО" голосование проводилось в поименном режиме.
Кликните на изображение для увеличения: