Открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко
Уважаемая Валентина Ивановна!
Внимание неравнодушных петербуржцев сегодня привлечено к ситуации вокруг сноса так называемого «Литературного дома» (дома № 68) на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки. Представители градозащитных организаций ещё в конце прошлого года лично обращались к Вам с просьбой вмешаться в ситуацию, чтобы предотвратить полное уничтожение уже шестого с 2003 года исторического дома на Невском проспекте. Но руководство строительного блока Вашей администрации на встрече в Смольном 17 декабря 2010 года не вняло нашим призывам приостановить согласование проекта апартамент-отеля, подготовленного ООО «АвтоКомБалт». Таким образом была утрачена возможность спокойно, без скандала рассмотреть различные варианты сохранения исторического здания и оптимизации разработанного проекта. 30 декабря Служба строительного надзора и экспертизы выдала застройщику разрешение на строительство, и в выходные дни начался стремительный снос здания.
Очередной снос вновь выявил все пороки осуществляемой в городе градостроительной практики: 1) Служба строительного надзора и экспертизы и другие уполномоченные органы не контролируют соблюдение норм Закона Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах и режимах зон охраны…» и Закона Санкт-Петербурга № 29-10 «О правилах землепользования и застройки»; 2) Управление государственной экспертизы полагается на полученные застройщиком согласования, но не проверяет устранение высказанных иными ведомствами претензий в ходе изменений проекта; 3) органы государственной власти Санкт-Петербурга не информируют горожан о подобных проектах и демонстрируют свою неспособность объяснить гражданам основания принимаемых решений, провоцируя конфликтные ситуации. Мы констатируем, что Правительству Санкт-Петербурга не удалось создать систему ответственного принятия решений по застройке, работающую в режиме «единого окна».
В сложившейся ситуации, когда органы государственной власти фактически устранились от разрешения разгоравшегося очередного скандала, градозащитные организации вынуждены были пойти на прямые переговоры с застройщиком. Работа двусторонней группы экспертов подтвердила, что техническая возможность сохранения хотя бы части подлинного исторического здания не была утрачена даже после начала его разборки. Тем более она существовала в момент согласования проекта и выдачи акта экспертной строительной комиссии при Жилищном комитете Правительства Санкт-Петербурга. Таким образом, решения государственных органов, обосновывающие снос здания, были приняты в прямом противоречии с нормами действующего законодательства, в том числе – режимом охранной зоны.
На примере здания по адресу Невский, 68 мы наблюдаем отработку мошеннической схемы, по которой собственник доводит историческое здание до аварийности небрежным содержанием или иными, часто умышленными, действиями, затем получает заключение экспертной строительной комиссии об экономической нецелесообразности выведения здания из аварийного состояния и выполняет проект "реконструкции со сносом", который затем утверждает Управление строительной экспертизы. При этом зачастую оказывается, что техническое обследование аварийных зданий проводят на коммерческой основе те же люди, которые затем готовят и подписывают заключение экспертной строительной комиссии. По такой схеме можно снести любое здание в охранной зоне исторического центра Санкт-Петербурга.
Понимая, что совершенствование законодательства для ликвидации новых мошеннических схем всегда требует времени, мы настаиваем на принятии неотложных действенных мер для устранения системных причин разрушения исторического облика Петербурга:
1) Распустить экспертную строительную комиссию при Жилищном комитете Правительства Санкт-Петербурга (председатель В. Е. Гринберг) в связи с тем, что комиссия в её нынешнем составе несёт ответственность за систематическую выдачу необоснованных заключений о необходимости сноса зданий, а необходимость такой комиссии не предусмотрена действующим законодательством.
2) Освободить от занимаемой должности руководителя Службы строительного надзора и экспертизы А. И. Орта, который является Вашим непосредственным подчинённым, в связи с неспособностью направить работу Службы на исполнение законодательства Санкт-Петербурга.
3) В кратчайшие сроки устранить пробелы в регламенте работы Службы строительного надзора и экспертизы, возложив на неё всю полноту ответственности по оценке соответствия проектной документации требованиям действующего законодательства в сфере градостроительства и охраны объектов культурного наследия, в том числе – оценку заключений об аварийности зданий.
4) Поддержать предложения представителей общественных организаций руководству ООО «Автокомбалт» по изменению архитектурного решения воссоздаваемых фасадов здания по адресу Невский, 68 (существующему) с целью сохранения Невского проспекта и наб. р. Фонтанки композиционно завершённых открытых городских пространств.
5) Выполнить за бюджетный счет проект консервации той части здания по адресу Невский, 68, которую ещё можно спасти.
Мы надеемся, что принятые Вами экстренные меры позволят прекратить волну сносов исторических зданий, вновь возникшую после того, как недобросовестные застройщики нашли лазейки для проталкивания пагубных для Города проектов в обход действующего законодательства.
Сокуров Александр Николаевич |
|
Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ |
|
Кононов Александр Александрович |
|
заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК |
|
Карпов Александр Семенович |
|
директор Центра экспертиз ЭКОМ |
|
Резник Максим Львович |
|
председатель Санкт-Петербургского отделения партии «Яблоко |
|
Минутина Юлия Леонидовна |
|
координатор движения «Живой город» |
|
Козлов Евгений Александрович |
|
Координатор Движения Гражданских Инициатив |
Поддержать обращение можно здесь: http://democrator.ru/problem/3815
Источник: www.spb.yabloko.ru