На радио «Эхо Москвы» в Пскове» обсудили, могут ли такие общественно-политические потрясения, как протесты в Хабаровске, Башкирии и Беларуси, отравление Алексея Навального, консолидировать несистемную российскую оппозицию и изменить соотношение политических сил в нашей стране.
Депутат Псковского областного Собрания от партии «Яблоко» Лев Шлосберг
Депутат Псковского областного Собрания от партии «Яблоко» Лев Шлосберг, который также участвовал в дискуссии, считает, что «все последние события показывают взросление и радикализацию российского общества», но больше говорят об обществе, чем о политиках:
«Ситуация в Хабаровске – это общественно-политический протест, это возмущение людей, у которых отняли их личный выбор. Ситуация с Куштау, которая едва не привела к отставке президента Башкортостана, сейчас приведет к национализации Башкирской содовой компании, но при этом уже привела к внесению в список особо ценных природных памятников самой горы Куштау, которая была уже приговорена к уничтожению, показывает, что власти видят это взросление и радикализацию общества.
Эти события пока не конвертируются в конкретные политические позиции каких-либо партий и политиков, я сейчас этого не вижу. Но я вижу, что общество взрослеет и в этом взрослении общества содержится очень много версий, вариантов и возможных путей дальнейшего развития ситуации».
По мнению лидера Псковского «Яблока», власти внешне глухи к народному недовольству. Демократические политические силы должны решить, как им ответить на растущие ожидания гражданского общества:
«Как мне представляется, мяч всегда на стороне политиков. Политики должны чувствовать изменения общественных настроений и отвечать на потребности общества.
Но политическое пространство в России изувечено и во многом забетонировано. Если посмотреть на демократическое политическое поле, то, наверное, пальцев двух рук хватит, чтобы назвать всех публичных демократических политиков в нашей стране.
Безусловно, перед выборами в Государственную Думу, по большому счету, перед нами стоит один вопрос: гражданское общество (миллионы людей) может быть представлено в российском парламенте, чтобы хотя бы сбалансировать ту безумную ситуацию, которая продолжается уже в течение 17 лет, когда демократические избиратели не представлены в парламенте России? На сегодня ответа нет. Законодательство России разделяет всех политиков. Политические блоки, избирательные блоки запрещены, то есть консолидация с помощью избирательных процессов невозможна по закону».
Алексей Навальный, как считает Лев Шлосберг, восстановившись, будет участвовать в этой политической работе с помощью своего инструмента – «умного голосования», которое также встречает различную реакцию и у избирателей, и у политиков.
Парламентарий полагает, что выборы осенью 2020 года могут быть неожиданными, так как страна прошла подряд четыре мощнейшие общенациональные политические и общественные встряски, после которых люди чувствуют себя угнетенными, их мотивация к легитимным способам политического действия крайне снижена: «Сначала президентская кампания Путина в стиле плебисцита, затем повышение пенсионного возраста – совсем другой контраст с точки зрения социальных ожиданий людей, затем обнуление с голосованием по Конституции – и всё это на фоне коронавируса.
К моему большому удивлению, власти словно не обращают на это состояние общества внимания. Они глухи. Что вырастет из этого угнетенного протеста, когда люди не видят ответа властей на своё состояние? Люди протестуют – а в ответ просто ничего. Это может привести к самым неожиданным последствиям. Может резко упасть явка на любые выборы, включая трехдневные, то есть преобладающим настроением может стать политический абсентеизм.
Могут получить поддержку радикальные политические силы, которые сегодня находятся вообще за рамками парламентской жизни, включая региональную парламентскую жизнь, поскольку какая-то часть избирателей будет искать самореализации через таких политиков. И это опасно для государственной стабильности. Очень трудно сделать прогнозы на предстоящие выборы, в том числе и потому, что трехдневное голосование – это непредсказуемый зверь», – считает Лев Шлосберг.