В Пскове решением областного Собрания уничтожаются рекреационные зоны и допускается застройка, в том числе высотная, на месте охраняемого природного ландшафта на Завеличье.
Территория охраняемого природного ландшафта Степановского лужка. Здесь будет разрешена застройка до береговой линии. Фото: Владимир Никитин, 2015 г.
На 47-й внеочередной сессии Псковского областного Собрания депутаты в числе прочих рассматривали вопрос об утверждении границ объединенной зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Жен Мироносиц и часовни», XV в., XVI-XVII вв. и объекта культурного наследия регионального значения «Колокольня надвратная на Мироносицком кладбище», 1844 г., 1881 г., а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах этих зон.
Официальная цель предложенных изменений – строительство исторического парка «Россия – моя история». Это национальный проект, под который выделено 250 миллионов из федерального бюджета. Однако эксперты по охране памятников и градозащитники уверены: под прикрытием пропагандистского проекта заинтересованные лица продавливают новые возможности для местного бизнеса.
Вместо действующего постановления Псковского областного Собрания депутатов от 28 апреля 2015 года № 1144 губернатор Михаил Ведерников предложил депутатам принять новый проект, который, по мнению экспертов, не усиливает, а напротив, ослабляет охрану памятника и ландшафта. Зеленые островки на берегу Великой (Степановский лужок) и на территории существующего стадиона «Электрон» по новому проекту зоны охраны теперь могут быть застроены.
Схема зон охраны церкви Жен Мироносиц, выполненная ГАУК Псковской области «НПЦ по охране памятников», Псков, 2020 г. Территория стадиона «Электрон» отдается под высотную застройку до 36 метров
Проект новой охранной зоны представил и. о. председателя комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик. По его словам, новый проект позволяет частичную застройку высотой до 36 метров.
«Также есть участок значительно больший, который выходит прямо к берегу реки, – там максимальная застройка всего-навсего до 10 метров. И еще один участок, который ближе к городу находится, – максимальная высота застройки предусмотрена 15 метров. Это вполне себе коррелирует и с предыдущими значениями в этом районе, где было до 11 метров установлено», – считает чиновник.
Депутат Псковского областного Собрания от фракции «Яблоко» Лев Шлосберг спросил докладчика, «почему договор на проведение государственной историко-культурной экспертизы был заключен не с экспертами, которые подписались под этой экспертизой (госпожа Нащокина, госпожа Баширова и госпожа Соловьева), а с индивидуальным предпринимателем Еленой Михайловной Рябченко? Почему не проводился конкурс на государственную историко-культурную экспертизу» и попросил обосновать цену, которая была заплачена за эту экспертизу, «750 тысяч рублей, что составляет 50% от стоимости проекта за несколько страниц текста».
Лев Шлосберг отметил, что имя Елены Соловьевой, которая делала экспертизу для проекта новой охранной зоны церкви Жен Мироносиц, хорошо известно среди градозащитников: её руки «по локоть в крови памятников истории и культуры». Депутат также перечислил объекты культурного наследия, которые были уничтожены после экспертиз Елены Соловьевой:
«Именно она дала обоснование сноса построек XIX века и нового строительства здания Московской городской Думы в Ново-Екатерининской больнице на Страстном бульваре. Она разрешила снос этого здания. Она разрешила снос Донских бань и дома XIX века вблизи Донского монастыря – на этом месте появился элитный жилой комплекс. Госпожа Елена Соловьева подписала экспертизу урезания границ прямо по телу памятника и зоны охраны Бадаевского завода ради коммерческого жилого комплекса на его территории – тоже в Москве. И она добилась снятия – она, эксперт по охране памятников! – добилась снятия статуса ценного градоформирующего объекта и разрешила снести комплекс завода «Красный богатырь» на Яузе в Москве».
Вадим Нэдик ответил, что «все процедуры по поводу организации этой экспертизы, связанные с оплатой экспертизы, произведены в рамках законодательства Российской Федерации, в том числе и оплата государственной историко-культурной экспертизы произведена на основании 93-й статьи 44-го федерального закона «О закупках» (то есть без проведения конкурса у единственного поставщика – пресс-служба).
Парламентарий также спросил и. о. руководителя комитета, «какие конкретные проекты, кроме исторического парка «Россия – моя история», учитывались при определении зон предельной высотности» и «что еще, кроме этого парка, учитывалось при определении допустимой застройки до 36 метров».
Вопросы и. о. председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Вадиму Нэдику задал только Лев Шлосберг
Вадим Нэдик ответил, что, по мнению администрации, это зона общественно-деловой застройки и, кроме гуманитарно-спортивного комплекса, ничего не планируется – при условии сохранения спортивного назначения стадиона «Электрон» (при этом согласно проекту территория стадиона существенно сокращается – пресс-служба).
Следующим докладчиком по тому же вопросу стала первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова. Она более подробно рассказала о концепции будущего исторического парка.
Лев Шлосберг спросил её, будут ли предметы из фондов Псковского государственного музея-заповедника показаны в залах здания будущего проекта «Россия – моя история».
Вера Емельянова ответила, что такая возможность обсуждается, поскольку фондохранилища музея недостаточно, и до сих пор стоит вопрос о его создании: «О том, каким образом мы сможем использовать эти коллекции в нашем парке, идет сегодня очень серьезный диалог о том, какова будет эта история, каким образом это можно будет сделать для того, чтобы сохранить все регламенты выставочных экспозиций и материалов. Но, тем не менее, нам сегодня кажется, такая возможность существует и мы можем их сделать более открытыми, доступными для всего населения», – рассказала заместитель губернатора.
В заключительном вопросе лидер Псковского «Яблока» коснулся стадиона «Электрон». Он спросил, какая часть площади, ныне занимаемой стадионом, останется за спортивными сооружениями и в чьей собственности будет находиться будущий спортивный объект.
Вера Емельянова сказала, что этот вопрос ещё до конца не отработан, но планируется сохранить весь стадион, «придав ему соответствующую современную инфраструктуру и возможности занятия спортом самых разных направлений».
После дискуссии и перед голосованием каждый депутат имеет право выступить. Лев Шлосберг воспользовался возможностью и призвал депутатов не поддерживать новый проект зоны охраны, а сохранить действующий, так как «это не помешает тем, кто хочет заниматься проектом «Россия – моя история», им заниматься в рамках законодательства».
Он обратил внимание парламентариев, что обсуждаемый проект – это не корректировка, а принципиально новый проект зоны охраны, так как в проекте постановления сказано: «Признать утратившим силу постановление Псковского областного Собрания депутатов от 28 апреля 2015 года № 1144».
Депутат также отметил, что тот эскиз основного здания исторического парка «Россия – моя история», который был представлен на сессии, рассчитан на высотность в 12 метров, что допускает действующий проект зон охраны (до 12,65 м), а, значит, в новом проекте нет необходимости.
Лев Шлосберг уверен, что новый проект зон охраны негативно скажется на городской среде и уничтожит немногие островки охраняемого природного ландшафта, которые ещё остались: «Мы с вами в уникальной ситуации, когда меньший проект дает большую защиту памятникам, чем новый проект объединенной охранной зоны. Такого не было никогда. Под прикрытием проекта «Россия – моя история» на Завеличье, многострадальное псковское Завеличье входит абсолютно другая концепция городского пространства. Она полностью противоречит концепции действующего Генерального плана Пскова 2010 года.
Уничтожается Степановский лужок: это могло быть место будущего пейзажного парка, это самый берег реки Великой, но он отдается под 10-метровую застройку – зачем? Всего два пятнышка охраняемого природного ландшафта остаются: это сквер перед Мироносицким кладбищем, где стоит памятник жертвам репрессий, и, собственно, 20-метровая береговая линия, которую по Водному кодексу и захочешь, но не съешь. А всё остальное – вся остальная зона охраняемого ландшафта – уничтожается».
Историко-культурную экспертизу проекта Лев Шлосберг считает заказной и сознательно ориентированной на уничтожение охранной зоны:«Совершенно очевидно, что все обстоятельства, связанные с такой экспертизой, я вам это обещаю, будут предметом внимания Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Я направил туда обращение. Все, кто имел отношение к этой экспертизе, будут давать объяснения».
Лев Шлосберг отдельно упомянул Псковский государственный музей-заповедник. По его мнению и мнению многих экспертов, в его запасниках хранятся памятники мирового уровня, заслуживающие Эрмитажного уровня показа. Он считает, что федеральные бюджетные средства должны тратиться на создание фондохранилища, проект которого уже разработан. Концепция же исторического парка, которую специалисты в области истории называют «лубочной», несовместима с музейным подходом к предметам.
Говоря о важности сохранения визуальных связей между памятниками, Лев Шлосберг обратил внимание коллег по парламенту на десять памятников Пскова, которые в прошлом году вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: «Это чудо, за которое псковские историки, градозащитники боролись 30 лет. Десять памятников вместо шестнадцати: не все удалось спасти. Покровскую башню не смогли внести в памятники Всемирного наследия, потому что дом на улице Гражданской, 27 убил полностью вид на эту башню от Южных ворот Мирожского монастыря.
Город, который получил наконец-то десять объектов ЮНЕСКО, должен понимать, что у него открылись ворота в будущее. И такими проектами, как нам сегодня представлен для голосования, эти ворота закрываются наглухо», – заключил политик.
Выступили также депутаты от «Единой России» Алексей Севастьянов и Юрий Сорокин. Они всецело поддержали проект, назвали его развитием города и критиковали подход ЮНЕСКО к памятникам культуры.
Председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов также призвал поддержать новый проект. Более того, он попросил представителей администрации области пересмотреть охранную зону Псковского Кремля, чтобы сделать предпринимательскую деятельность на территории Финского парка законной. По его мнению, это пойдет на пользу и горожанам и бизнесу, а «визуальные связи существуют лишь в теории, на высотных отметках на карте, и никакой смысловой нагрузки не несут».
Новый проект охранных зон объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Жен Мироносиц и часовни» и объекта культурного наследия регионального значения «Колокольня надвратная на Мироносицком кладбище» был принят большинством в 30 голосов. Против проголосовал только Лев Шлосберг (второй депутат от «Яблока», врач скорой помощи Артур Гайдук в день сессии находился на суточной смене). 9 депутатов уклонились от голосования.
По результатам открытого поименного голосования 30 депутатов Псковского областного Собрания проголосовали за изменение проекта охраны храма Жен Мироносиц, 1 (Лев Шлосберг) против, 9 не приняли участие в голосовании, 4 отсутствовали на сессии
10 июня, в день утверждения повестки дня сессии Советом Собрания, парламентарий направил обращение министру культуры РФ Ольге Любимовой с просьбой отозвать выданное 01.06.2020 согласование проекта объединенной зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Жен Мироносиц и часовни» и объекта культурного наследия регионального значения «Колокольня надвратная на Мироносицком кладбище» с предложением о его доработке в соответствии с требованиями нормативных актов в сфере охраны объектов культурного наследия, а также Градостроительным, Земельным и Водным кодексами Российской Федерации и выполнением полноценного ландшафтного анализа.
В обращении к генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, направленном 15 июня, Лев Шлосберг просит провести проверку действий должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, ГАУК Псковской области «НПЦ по охране памятников», индивидуального предпринимателя Елены Михайловны Рябченко (Москва), экспертов М. В. Нащокиной, Е. Е. Соловьевой, Е. С. Башировой (все – Москва) при разработке проекта и подготовке государственной историко-культурной экспертизы по нему, принять меры прокурорского реагирования и направить материалы проверки в соответствии с подследственностью.
О ком статья?
Заместитель председателя партии, член Федерального политического комитета и Бюро, заместитель председателя Псковского регионального отделения