27 февраля, в день пятой годовщины убийства Бориса Немцова, депутат Псковского областного Собрания от партии «Яблоко» Лев Шлосберг посвятил выступление перед началом сессии памяти погибшего политика.
«Бориса Немцова убили за его политические убеждения, высказанные публично. Ответом на открыто заявленную политическую позицию стала показательная, демонстративная казнь у стен Кремля. Заказчики и организаторы этой казни не установлены судом», – сказал Лев Шлосберг.
По мнению Льва Шлосберга, «убийство Бориса Немцова показало, что грань между возможным и допустимым в России начала XXI века ликвидирована. Бориса Немцова убили в атмосфере нарастающей ненависти к инакомыслящим, когда публичное несогласие с положением дел в стране может стать причиной смертного приговора».
«Заказчики преступления были абсолютно убеждены, что смерть Немцова полностью устроит власть. Смертный приговор в отношении Бориса Немцова был вынесен людьми, полностью уверенными, что они действуют от имени государства и в его интересах. Убийство Бориса Немцова по существу – это государственный заказ. Неизвестно, на каком именно уровне принималось решение об убийстве, но это было политическое решение», – заявил депутат от «Яблока».
Лев Шлосберг напомнил, что «ниточки к заказчику убийства ведут в Чечню – территорию, на которую при Рамзане Кадырове даже в большей степени, чем при его отце Ахмате Кадырове, не распространяются законы Российской Федерации… По факту Чечня сегодня – не часть России. Но это – самый влиятельный в политической жизни России регион. Москва сегодня – всего лишь вторая столица Чечни».
Шлосберг считает, что «политическая автономия Кадырова укреплена бесконтрольностью, безнаказанностью и неподсудностью. Это – политическое средневековье… Не Путин сегодня – образец для Кадырова, а Кадыров – образец для Путина».
Депутат отметил, что убийство Немцова произошло в атмосфере травли оппозиционных политиков: «Перед тем, как убить человека, его стараются унизить, показать его ничтожество перед обществом и даже приписать человеку вред. «Собаке – собачья смерть». Тогда погибшего быстрее забывают. Глумление, публичное унижение политических противников, придание им беззащитного образа комичности призвано сформировать у общества образ бессильных, ненужных и презираемых противников власти».
Лев Шлосберг считает, что «пули, направленные в Немцова, были предназначены не только ему. Заказчики преступления понимали, каков будет общественный эффект убийства – об этом говорит и выбор места казни. Убийство Бориса Немцова, как и все политические убийства, по замыслу заказчиков, должно было парализовать общество: пули, попавшие в Немцова, были пропитаны животным страхом – как смертельным ядом. Убийцам Немцова было недостаточно убить человека, им было важно испугать общество».
Шлосберг уверен, что «ненависть происходит из трусости, из комплекса человеческой неполноценности. Уничижение и убийство политического противника – это реакция неполноценного человека, человека, не способного на диалог. Слабые ненавидят острее, чем сильные. У них нет ничего, кроме ненависти. Они питаются ненавистью, она диктует им все мысли и действия».
Поэтому, заявил политик, «выстрелы в спину Борису Немцову стали трусливой местью за его открытые политические убеждения. В представлении заказчиков преступления это и был «ответ за слова» – пули вместо диалога. Немцова убили за правду. Немцова убили за свободу. Заказчики его убийства – трусы перед правдой и свободой».
Шлосберг заметил, что «политическое убийство сделало государство не сильнее, а слабее. Убийство Бориса Немцова – это доказательство бессилия лживого и несвободного государства перед правдой и свободой».
Цитируя политический лозунг Бориса Немцова, Лев Шлосберг заявил: «Россия будет свободной. На акте о полной и безоговорочной политической капитуляции этого государства перед правдой и свободой будет стоять и подпись Бориса Немцова. Эта подпись уже поставлена. К большому сожалению, кровью».
Во время выступления депутата на мониторах в зале Псковского областного Собрания был размещен портрет Бориса Немцова.
В 2016 году Лев Шлосберг стал первым лауреатом премии Бориса Немцова «За свободу». Премия вручается ежегодно 12 июня, в День независимости России.