На 37-й сессии Псковского областного Собрания депутатов в рамках «парламентского часа» третий раз за год по требованию депутатов председатель комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области Сергей Грахов представил доклад о ситуации со сбором и утилизацией твердых коммунальных отходов на территории региона.
Сергей Грахов, председатель комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (фото Александра Сидоренко)
В феврале чиновник фактически не смог ответить ни на один из многочисленных вопросов депутатов и ограничился обещанием, что ситуация со сбором коммунальных отходов будет улучшаться, а к маю должна быть полностью отлажена.
Депутаты решили провести второе обсуждение через три месяца. К маю ситуация не улучшилась и на втором «парламентском часе» в июне ответы Грахова не стали конкретнее. Было решено провести еще один «парламентский час» осенью, но ситуацию в лучшую сторону кардинально не поменялась.
После выступления чиновника депутат Лев Шлосберг (фракция «Яблоко») отметил, что Сергей Грахов и заместитель губернатора по вопросам ЖКХ Василий Осипов в своих выступлениях исказили позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области.
Депутат зачитал документ УФАС от 5 ноября, согласно которому ведомство установило сговор между региональным оператором по ТКО в Псковской области ООО «Экопром» и двумя участниками торгов на транспортировку отходов – компаниями «Мехбурока СПб» и «Мехуборка КЗН».
По мнению УФАС, этот сговор позволил установить на территории Псковской области завышенный тариф на услугу по вывозу и сбору ТКО, при этом завышенные тарифы аккумулируется не на счёте регоператора и не попадают на счета компаниям, которые реально занимаются вывозом отходов, аккумулируясь на счетах «Мехуборки СПБ» и «Мехуборки КЗН». Из этого следует, что эти суммы не могут быть потрачены на обязательства регоператора перед населением и хозяйствующим субъектом. Каждой из компаний по итогам разбирательства в антимонопольной службе грозит штраф до 60 млн. руб.
Лев Шлосберг отметил, что торги организовал региональный оператор ООО «Экопром», а С. Грахов и В. Осипов заявили, что не имеют к этому отношения, и претензий к комитету Псковской области по ЖКХ и строительству УФАС не имеет. Депутат спросил у чиновников: «Каким образом при ваше общей ответственность за организацию сбора мусора возможен такой сговор? Извещает ли вас ООО “Экопром” о таких планах и за счёт каких денег будут восполнены три штрафа по 60 млн. каждый, если они будут реально выставлены этим компаниям? Как вы тогда будете регулировать тарифы, связанные с транспортировкой отходов?».
Василий Осипов, заместитель губернатора по ЖКХ (фото Александра Сидоренко)
Вместо Сергея Грахова на вопрос ответил заместитель губернатора по ЖКХ Василий Осипов, по мнению которого, в зачитанном Львом Шлосбергом документе УФАС нет претензии по вопросам тарифного регулирования. Он подтвердил, что ведомство действительно выявило нарушения в деятельности регоператора в 2019 году и направило предписание в комитет по тарифам и энергетике Псковской области для того, чтобы при регулировании тарифа на 2020 год эта информация была учтена. Чиновник отметил, что вопрос штрафов касается регоператора и он не может за него говорить, но предполагает, что тот будет обжаловать решения УФАС.
В ответ Лев Шлосберг напомнил, что УФАС ранее выдал предписание комитету по тарифам и энергетике Псковской области, согласно которому обнаружено установление завышенного тарифа на 2019 год и обязал установить обоснованный тариф на 2020 год за минусом незаконных сумм. Депутат обратился к Осипову: «Либо мы общаемся с разными федеральными антимонопольными службами, может быть, у вас есть свой ФАС, мы читаем официальные сообщения на сайте. Но очевидно, что тариф на 2020 год должен быть снижен по сравнению с 2019 годом, что следует из решения УФАС. Предлагаю вам открыть сайт УФАС по Псковской области и прочитать сообщение от 5 ноября».
Лев Шлосберг, депутат/фракция «Яблоко» (фото Александра Сидоренко)
Парламентарий напомнил также об установлении с 1 октября нормы, согласно которой все городские и сельские поселения Псковской области должны были определить места сбора ТКО. При этом оборудование этих мест ложится на плечи поселений. Он обратил внимание, что ни в одном бюджете поселений на 2019 год расходы на оборудование мест хранения ТКО не включены: «Каким образом, вы видите выход из этого положения? С помощью субсидий всем сельским и городским поселениям, а это 108 поселений, для того чтобы они могли провести оборудование этих мест? Либо в связи с тем, что все доходы аккумулируются на счетах регоператора, вменить ему эту обязанность? 1 октября минуло два месяца назад, какова ситуация на сегодня? Как вы системно видите ее с 1 января 2020 года?».
Василий Осипов согласился с тем, что проблема оборудования площадок хранения ТКО – тяжелое бремя для муниципалитетов. По его словам, областная администрация провела мониторинг ситуации, обобщила полученные данные и направила их в министерство природных ресурсов РФ, чтобы принять участие в программах, которые будут разрабатываться на федеральном уровне. О возможности выделения субсидий из областного бюджета чиновник отметил, что администрация пока не видит такой возможности в бюджете. При этом Василий Осипов считает, что если возложить расходы по оборудованию мест хранения ТКО на регоператора, то это отразится на тарифах, поэтому чиновник не поддерживает и такую идею.
Какой выход из ситуации с оборудованием мест сбора ТКО видит администрация Псковской области, так и осталось неясным.
Комментируя отчёт и отчеты чиновников, Лев Шлосберг «поздравил» их с достижением рекорда: «В Псковском областном Собрании никогда ранее в течение одного года трижды одна и та же тема на “парламентском часе” не рассматривалась. То есть обращение с отходами – впереди всех проблем Псковской области».
Парламентарий отметил, что все присутствующие понимают, что происходит: «в Псковской области, как и во всей стране в соответствии с федеральным законодательством появился монополист». По его словам, «оборотная сторона появления монополиста всегда заключается в повышении тарифов, снижении качества услуг и увеличении сверхдоходов у лиц, аффилированных с ним. Задача администрации области, когда ни она, ни региональный парламент не могут изменить федеральное законодательство, была в минимизации этих эффектов и жесткая работа с региональным оператором», но этого не произошло.
Лев Шлосберг заявил: «Начиная с момента конкурса, когда его условия были сделаны таким образом, что ни одна компания, кроме “Мехуборки”, не могла выиграть этот конкурс ни по северной, ни по южной зоне и до нынешнего момента мы видим фактический сговор администрации Псковской области в лице всех органов исполнительной власти, администрации и, возможно, высшего должностного лица с будущим, а теперь действующим региональным оператором. Если вы понимаете действующее положение дел, то всё, что нужно сделать, – это поставить регионального оператора в такое положение, чтобы вы хотя бы за него не краснели».
Лев Шлосберг призвал Василия Осипова обратить внимание на то, что от деятельности «Мехуборки» в регионе хуже стало всем, кроме самого оператора и аффилированных с ним лиц, о чём свидетельствует третий за год «парламентском часе» по одной и той же проблеме.
Во-вторых, парламентарий напомнил, что существует система нормального упреждающего взаимодействия органов государственной власти с Управлением федеральной антимонопольной службы. Власти могут перед любым конкурсом провести консультации и получить рекомендации, тем самым не доводить дело до штрафов в 60 млн. руб.
В-третьих, депутат указал на то, что сейчас идет «планомерное и сознательное физическое, то есть экономическое уничтожение организаций, работавших ранее на рынке обращения с отходами в Псковской области». Он отметил, что задолженность регоператора перед этими организациями создана специально и приведет к банкротству организаций по искам третьих лиц:
«Возникает вопрос, для кого вы освобождаете место на рынке Псковской области, какие организации должны занять место тех, кто сегодня транспортирует отходы, откуда придут эти организации, где будет у ни место регистрации юридического лица.
Учитывая, что все здесь понимают, что идет одновременно и экономический и политический процесс, я хочу призвать вас осознать хотя бы к концу 2019 года меру политической ответственности вашу и господина Ведерникова за ситуацию с обращением с отходами, не доводить дело до краха предприятий, зарегистрированных в Псковской области, где работают жители Псковской области и налоги от которых поступают в бюджет Псковской области».
Кроме того, Лев Шлосберг призвал администрацию Псковской области исключить ситуацию, при которой 108 муниципальных образований, не имеющих в своих бюджетах сегодня ни рубля для оборудования мест сбора ТКО, несли бы за это фактическую ответственность при отсутствии источника доходов, потому что это исключено по российскому законодательству.
Парламентарий отметил, что по итогам 2019 года его оценка, высказанная на первом «парламентском часе» по вопросу обращения с отходами в регионе, не изменилась: «Работа регионального оператора в Псковской области остается неудовлетворительной, ответственность за качество этой работы несут администрация Псковской области, комитет по ЖКХ и строительству Псковской области. 2019-й год завершается и у меня есть предположение, что все ключевые проблемы, которые выявлены в этому году, переходят на следующий».
По мнению депутата, региональный оператор ждет миллиарды рублей из федерального бюджета, которые он намерен освоить при строительстве полигонов ТКО, мест сортировки и хранения отходов. Он считает, что именно для этого ООО «Экопром» и пришел в Псковскую область:
«Появились организация, которая просто ждет средства федерального бюджета. Если конкурс будет организован так же, как и конкурс по выбору регионального оператора по обращению с ТКО, то именно эта организация в дополнение к имеющимся безобразиям получит миллиарды средств из федерального бюджета и успешно их освоит, но к решению проблемы на территории Псковской области освоение этих миллиардов не приведёт».
Дев Шлосберг ведёт постоянный контроль за деятельностью регионального оператора, обращаясь с запросами в администрацию Псковской области и органы исполнительной власти области, ответственные за политику в сфере обращения с отходами, а также в Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области и в прокуратуру области, по обращениям депутата принимались меры прокурорского реагирования