6 февраля 2017 года прокуратура Печорского района удовлетворила требование депутата Псковского областного Собрания Льва Шлосберга (фракция «ЯБЛОКО») и отменила принятое в октябре 2016 года печорской полицией постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту уничтожения захоронений ХХ века на кладбище в Изборске, о чем депутата известил исполняющий обязанности прокурора Печорского района.
Произошедшие летом и осенью минувшего года события на Изборском кладбище содержат признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 243 (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия) и 244 (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения) Уголовного кодекса РФ.
24 сентября 2016 года жительница Изборска Надежда Ченина обратилась в МО МВД России «Печорский» с просьбой принять меры в отношении гражданки Ф., жительницы города Печоры, действия которой привели к разрушению части захоронений ХХ века, а также фрагмента каменной ограды кладбища в дер. Изборск. Под видом «уборки мусора» на кладбище были уничтожены захоронения на площади около 75 кв. м., а место обнесено оградой, при этом выделить земельный участок под новые захоронения не позволяет закон.
По результатам неполно и поверхностно проведенной проверки 3 октября 2016 года участковый уполномоченный полиции МО МВД России «Печорский» вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. По просьбе жителей Изборска Лев Шлосберг обжаловал это решение в УМВД России по Псковской области и в прокуратуру Печорского района.
Изначально гражданка Ф. обратилась в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия и администрацию городского поселения «Печоры» с просьбой выдать разрешение на проведение уборки и вывоза мусора с территории кладбища, расположенного в дер. Изборск. В действительности под видом уборки мусора было произведено уничтожение захоронений и части древней ограды кладбища.
По мнению Льва Шлосберга и жителей Изборска, Ф. намерена таким варварским способом получить земельный участок под захоронения. Отметим, что площадь захваченной территории составляет 75 кв. м., что в 20 раз превышает норматив для одиночных захоронений на кладбище.
Факты нарушения целостности территории кладбища, захоронений на нем и разрушения частей стены неоднократно фиксировались жителями Изборска (Л. А. Покровской, А. В. Покровским, Э. К. Олейниковой, Н. Н. Чениной), но полиция и прокуратура не предпринимали мер по их обращениям.
В своем обращении в прокуратуру Печорского района Лев Шлосберг отметил, что согласно имеющимся документам и свидетельствам очевидцев действия Ф. и администрации городского поселения «Печоры» являются противоправными: «Полагаю, что в действиях лиц, уничтоживших захоронения ХХ века на кладбище «Изборск», усматриваются признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 243 и 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, а в действиях органов местного самоуправления городского поселения «Печоры» – ненадлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию мест захоронений и соблюдению режима охраны объекта культурного наследия», – считает депутат.
Изучив заявление, направленное Львом Шлосбергом, прокуратура Печорского района пришла к выводу, что дело требует проведения дополнительных проверочных мероприятий. В ответе указано, что обращение парламентария указывает на «обстоятельства, противоречащие материалам доследственной проверки, которым не дана оценка в ходе первоначальной проверки». Как сообщил депутату и. о. прокурора Печорского района Д. И. Попов, материал для проверки направлен начальнику МО МВД России «Печорский».
Также прокуратура района известила депутата, что продолжает рассмотрение его доводов о правомерности действий должностных лиц администрации городского поселения «Печоры» в данной ситуации, по существу поддержавших заведомо незаконные действия гражданки Ф.
Гражданское кладбище в деревне Изборск располагается в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место Изборск, связанное с рождением русской государственности» VIII-XX вв.