На минувшей неделе лидер Псковского «ЯБЛОКА» Лев Шлосберг встретился с журналистами и подвёл итоги политического сезона. Первого политического сезона, когда ведомая им партия стала в регионе парламентской. Несмотря на ту декабрьскую победу, г-н Шлосберг по-прежнему уверен, что заработанных мандатов «ЯБЛОКУ» не досталось: «У нас должно было быть 4 депутата, 2 – по единому округу и 2 – по одномандатным округам. Это – ни много, ни мало – 10 процентов от всего состава областного Собрания. И это были бы уже совсем другие политические отношения в региональном парламенте.
На встрече с журналистами, которая продолжалась дольше запланированного, Лев Шлосберг постарался рассказать обо всех острых вопросах, в «раскрутке» и «расшивке» которых было задействовано региональное «ЯБЛОКО». Если вспомнить новейшую историю Псковской области, многие из них оказались скандальными. Речь шла и о закрытии малокомплектных сельских школ, и о модернизации здравоохранения. По мнению г-на Шлосберга, во многом в результате этой борьбы в сторону «ЯБЛОКА» подул «попутный общественный ветер».
«Я был уверен, что мы пройдем в областное Собрание. Отчасти эта уверенность была основана на успешных муниципальных кампаниях, но, кроме того, я был уверен в созданной команде», – поделился с журналистами депутат.
Более того, по словам лидера Псковского «ЯБЛОКА», партия готова к участию и в губернаторских выборах, которые должны пройти в марте 2014 года. Правда, г-на Шлосберг, как и его коллеги по оппозиции, понимает уровень пресловутых муниципальных фильтров, которые предъявлены кандидатам в губернаторы новым законодательством [ 1 ]. Но эти фильтры вызывают у яблочника желание с ними столкнуться: «В автомобилестроении есть такая вещь, как краш-тест, когда автомобиль испытывают на прочность. Нам поставили заградительную стену, будучи уверенными, что она непреодолима. Но мы готовы попытаться. Если мы преодолеем фильтры, это будет чудо. Если нет, то мы сообщим, на какой стадии сбора подписей мы остановились. Это будет тест системы».
С публичной политики беседа плавно перетекала на обсуждение вопросов культуры, здравоохранения, образования и не только, но неизбежно разговор вновь возвращался к политике. Точнее – к функциональности областного парламента, в котором Лев Шлосберг отработал уже более восьми месяцев, будучи заместителем председателя комитета по законодательству, экономической политике и местному управлению и возглавляя фракцию «ЯБЛОКО».
По ироничному мнению депутата, сегодняшнее Псковское областное Собрание – «это «не «Мерседес» и даже не «Нива-Шевроле», но как-то эта машина едет».
Но вопрос, видимо, заключается не в том, как, а в том – куда именно едет.
Несмотря на то, что количество депутатов от оппозиции в новом созыве Псковского парламента увеличилось, взаимодействие оппозиционеров с «Единой Россией» Лев Шлосберг назвал главной проблемой: «Самое трудное – это когда ты видишь очевидное, когда понятно, что и как надо делать, когда всё на поверхности, и — не продавить».
«Ладно, когда идут споры по вопросам политического характера: как рассадить депутатов по кабинетам? Как сделать так, чтобы кто-то, не дай бог, не получил какую-то не ту должность, более высокого статуса, чем ему, проклятому оппозиционеру, положено… У нас на Совете собрания отдельные дискуссии носят, на мой взгляд, просто аномальный характер. Оттуда пошла знаменитая фраза про «уважаемых людей». Она принадлежит коллеге [Валентину] Каленскому. Когда мы начали обсуждать очередные изменения в структуре Собрания, он спросил: «А куда мы денем уважаемых людей?». Мы их, собственно, никуда и не девали. Мы – законодательное Собрание, мы должны эффективно работать, и всё. Но когда предметом заботы является посадить нужного «уважаемого человека» на предписанное ему место, чтобы его ещё больше «уважали», это вызывает, вообще-то говоря, стыд», — высказался откровенно г-н Шлосберг.
«В Собрании очень важно, кто предложил инициативу: некоторые депутаты от большинства занимаются не реализацией своих инициатив, а созданием возможностей нереализации чужих инициатив», — очертил особенность псковской парламентской жизни г-н Шлосберг.
Вспомнилось, как уверенно высказался недавно председатель областного Собрания Александр Котов: «так народ проголосовал».
Лев Шлосберг вновь затронул вопрос соотношения количества и качества заместителей председателя областного Собрания: «Нужны ли Собранию заместители председателя, не отвечающие за комитеты? Не нужны!», — напомнил депутат многомесячные споры о том, сколько человек должно сидеть рядом с председателем Собрания и чем они должны заниматься.
Тем не менее, в областном Собрании остаются два вице-спикера, которые не возглавляют комитеты: Валентин Каленский, курирующий межпарламентские связи, и Елена Бибикова, отвечающая за молодёжный парламент.
Тема здравоохранения поднималась на пресс-конференции не единожды, и больше всего речь шла, разумеется, о Дедовичской районной больнице, за которую боролось «ЯБЛОКО» и о которой не раз писала «Псковская губерния»2 . По мнению Льва Шлосберга, во многом результатом борьбы за сохранение больницы стала победа кандидата от «ЯБЛОКА» Игоря Гуменюка на выборах главы района.
«Модернизация здравоохранения – это самая неудачная общероссийская реформа, даже хуже, чем модернизация образования, – с горечью отметил Лев Шлосберг. – Перечень услуг сокращается в разы, реанимации, детские и хирургические отделения закрываются. Что такое закрытие реанимации, например, в Дновском районе, где располагается крупный железнодорожный узел и несколько неохраняемых оживленных железнодорожных переездов?».
Отсутствие в большинстве районных больниц детских отделений, по мнению депутата, приводит к тому, что не могут должным образом функционировать и родильные отделения.
«В Дедовичском районе в 2010 и 2011 годах детское отделение выполняло объем по койкоместам. Расходы на отделение целиком покрывались страховыми средствами из Фонда обязательного медицинского страхования. Когда представители ФОМС выступают на сессиях Собрания и докладывают: «У нас экономия средств!», я этого понять не могу. По-моему, экономия средств – это значит, что кому-то не оплатили лечение!».
Сейчас в Дедовичской райбольнице в детском отделении осталось лишь шесть мест дневного стационара, которые стоят почти полмиллиона рублей в год, но для которых не предусмотрено круглосуточное врачебное наблюдение. На то, чтобы транспортировать детей из Дедович в Порхов, необходимо более 150 тыс. руб. в год только на бензин от райцентра до райцентра.
«В этом году в Порховскую ЦРБ из Дедович довезли 51 ребёнка. 80% детей, которые были госпитализированы, пробыли там от двух до трёх дней, после чего родители забирали детей под расписку. Дети сильно переживают, плачут, да и у родителей нет денег постоянно ездить в Порхов. От 26 семей и вовсе были получены расписки об отказе от госпитализации», - приводит печальную статистику г-н Шлосберг.
Прокомментировал – уже как заместитель председателя псковского отделения ВООПИиК – Лев Шлосберг и ситуацию с отказом экспертов ЮНЕСКО включить в Список Всемирного культурного наследия псковский Кремль в серийной номинации «Кремли России»3 : «Мы получили щелчок по носу. Люди, которые готовили документы, удивлены, что инициатива не получила поддержки. Но пора бы усвоить: памятники, где при реставрации применяется железобетон, не могут войти в список ЮНЕСКО. Стали использовать бетон – всё, забудьте про ЮНЕСКО, забудьте про стандарты европейского туризма».
Бюджетные муниципальные учреждения культуры в Псковской области после отказа администрации повысить расчетный норматив на их содержание ждут совсем тяжелые времена, а способы «лечения культурного голода» у депутата вызвали критическую усмешку: «Планируется приобретение и использование передвижных мобильных комплексов. Можно представить, что появятся три автобуса с надписью «Культура» на боку, которые будут посещать раз в полгода или, скажем, в три месяца каждый волостной центр и спрашивать местных жителей: что хотите, Британскую библиотеку почитать (как нам обещал председатель комитета по культуре Александр Голышев)? Или они будут садиться и читать разом все газеты за полгода?!».
Г-н Шлосберг напомнил журналистам, что с 7 июня он возглавил постоянный комитет по культурной политике Парламентской ассоциации Северо-Запада России и заверил, что комитет будет собираться в Пскове.
Одной из первых инициатив, которой, возможно, займется комитет, станет правовая защита муниципальных музеев: «В 2010 году удалось спасти от закрытия Пустошкинский музей. Глава района посчитал, что он району просто не нужен. А ведь музей обходился муниципальному бюджету всего в 100 тысяч рублей в год. Нашли на чём сэкономить».
Лев Шлосберг выразил уверенность, что Псковской области нужна региональная программа по сохранению муниципальных музеев.
Которую, конечно, каким-то образом, как и многие другие законы и программы, ещё надо будет «продавить».
Денис КАМАЛЯГИН
1 См.: Д. Камалягин. Дело в пробке // «ПГ», № 24 (596) 20-26 июня 2012 г.
2 См.: Л. Шлосберг. Газонокосилка // «ПГ», № 36 (558) от 21-27 сентября 2011 г.; Л. Шлосберг. Рекомендовано умереть / «ПГ», № 38 (560) от 5-11 октября 2011 г.; «Положение не только не улучшится, но ухудшится» // «ПГ», № 38 (560) от 5-11 октября 2011 г.; «Нашими проблемами за это время никто не интересовался» // «ПГ», № 38 (560) от 5-11 октября 2011 г.; Л. Шлосберг. Настоящий народный фронт // «ПГ», № 39 (561) от 12-18 октября 2011 г.; Д. Деева. Приемный непокой // «ПГ», № 40 (562) от 19-25 октября 2011 г.; Д. Камалягин. Кондуктор, нажми на тормоза // «ПГ», № 6 (578) от 15-21 февраля 2012 г.
3 См.: Л. Шлосберг. Теряем и не плачем // «ПГ», № 26 (598) от 4-10 июля 2012 г.