Официальное открытие международного фестиваля «Пилорама» прошло в субботу в музее «Пермь 36», созданном на месте последнего советского лагеря для политических заключенных. В деревню Кучино Чусовского района Пермского края приехало несколько тысяч человек, среди них известные исполнители, художники, режиссеры, общественные и политические деятели. Партия «ЯБЛОКО» в этом году представлена не только самым известным заключенным лагеря, членом Политкомитета партии Сергеем Ковалевым, но и активистами из Перми, Екатеринбурга и Москвы.
палаточный лагерь "ЯБЛОКА"
Фестиваль «Пилорама» - традиционное место сбора правозащитников, поэтому ведущие торжественной церемонии открытия журналисты «Эха Москвы» Нателла Болтянская и Роман Попов пригласили на сцену патриархов правозащитного движения. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, первый российский омбудсмен Сергей Ковалев, глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и руководитель Фонда защиты гласности Алексей Симонов поднялись на сцену, чтобы, не выслушивая комплименты и не произнося пафосные речи, ответить на острые вопросы журналистов о положении правозащитников в современной России.
редактор «Эхо Перми» Роман Попов и журналист «Эхо Москвы», бард Нателла Болтянская
«А не западло Вам работать в президентском Совете?», - первым делом спросила Н. Болтянская М. Федотова. Советник президента заулыбался и после короткой паузы попытался сместить акцент со слова президентский: «Я работаю с такими замечательными людьми...». Но Н. Болтянская, не дав ему договорить, напомнила, что за последнее время Совет покинуло больше 10 человек, и стала перечислять фамилии. Алексеева и Гефтер никуда от Федотова не денутся, сказал он, лукаво улыбаясь. Остальные, по его уверению, вышли из Совета по разным (и не политическим) причинам.
уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина
«Мы не можем бросать то дело, за которое взялись. Его надо или делать, или не делать вообще», - заключил советник президента.
Сергей Ковалев заявил, что с властью можно говорить только об условиях, на которых она «добровольно покинет командные высоты». Владимир Лукин, разумеется, от диалога с властью не отказывается, а чтобы она прислушивалась, советует «говорить громче». «Что могу, то стараюсь делать», - ответил он на вопрос об оценках собственной работы. «Придут честолюбивые дублеры. Дай бог им лучше нашего сыграть», - процитировал он слова известной песни.
Алексей Симонов, Владимир Лукин, Сергей Ковалев, Михаил Федотов
Алексей Симонов разницу подходов к диалогу с властью двух омбудсменов увидел в том, что Ковалев может себе позволить отвечать за себя, а действующие уполномоченные должны отвечать за страну. Эта спонтанная дискуссия задала тон круглых столов на разные темы, которые проходили всю субботу на других площадках.
Другую, не менее острую и злободневную тему, предложила обсудить член Бюро партии «ЯБЛОКО», лидер Гендерной фракции Галина Михалева. В одном из павильонов форума она выступила с докладом «Клерикализация в России и положение женщин». Дискуссию модерировала журналист радиостанции «Эхо Москвы» Марина Королева.
В ситуации, когда страна не определилась с оценкой собственного прошлого, друзьями и врагами, национальной идеей, велик соблазн простого ответа, сказала Г. Михалева. Пустота заполняется религией и поддержкой «простых людей», например рабочих Уралвагонзавода, «людей труда» противопоставляют «бездельникам» – московским менеджерам. Церковь агрессивно занимает разные ниши, государство это поощряет – реституцией, масштабным строительством храмов, преследованием «еретиков» - Pussy Riot. Параллельно с усилением роли православной церкви в общественной жизни христианских регионов России активно идет исламизация Северного Кавказа.
Жертвами этих процессов, считает Г. Михалева, оказывается женщина, поскольку религия навязывает традиционную роль женщины в семье – на кухне. В христианской вере это выливается в попытки запретить аборты и навязать «православный дресс-код», в Исламе – принудить женщин носить платки и ограничить их право на образование.
Модератор дискуссии усомнилась в том, что влияние церкви на общество так велико. Между обществом и церковью существует такой же разрыв как между обществом и властью, считает М. Королева, то, что насаждается церковью, в народе не приживается.
Галина Михалева, Марина Королева, Галина Слаутина, Ольга Штанникова
Зампред Пермского «ЯБЛОКА» и Общественного совета при городской Думе Перми Галина Слаутина рассказала о клерикализации общественной жизни в регионе. Впервые она это почувствовала несколько лет назад, когда церковь негативно отнеслась к конференции на тему «Толерантность», организованной «ЯБЛОКОМ». Церковнослужители посчитали, что само понятие толерантности нашему народу навязано и враждебно. Потом был циничный «реквием» по погибшим во время пожара в клубе «Хромая лошадь», опубликованный на сайте Пермской епархии РПЦ, сказала Г. Слаутина. Авторы реквиема преподносят гибель людей как расплату за веселье во время поста. При этом церковь враждебно отнеслась к современному искусству – песчаной скульптуре Иисуса Христа, показывающего кукиш. Фигуру не стали убирать из экспозиции на одной из площадей города, но при этом оскорбивший верующих жест прикрыли. В качестве иллюстрации поощрения государством клерикализации Г. Слаутина привела историю с передачей церкви здания медицинского центра для родовспоможения, где женщины должны были бы иметь возможность сделать аборт – как по медицинским рекомендациям, так и по желанию. Передачу центра удалось остановить только после вмешательства ФАС.
Другой эксперт дискуссии – тоже член Гендерной фракции партии, глава аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Ольга Штанникова рассказала о неравенстве женщин в политической сфере. Чем выше уровень власти, чем больше возможностей, тем меньше у женщины шансов туда попасть, поделилась она своими наблюдениями. Если на муниципальном уровне среди депутатов много женщин, то на региональном их гораздо меньше, а на федеральном и почти нет.
Такой дисбаланс негативно влияет на политику государства, считает О. Штанникова. Женщине ближе социальная сфера – здравоохранение, образование, мужчинам же свойственен «радикальный крен», например, увеличение военных бюджетов.
Решением этой проблемы могли бы стать квоты для женщин в политических партиях, считает эксперт. Это предложение вызвало живую дискуссию, Марина Королева предложила даже провести голосование. Большинство участников дискуссии необходимости в квотах не видят. Впрочем, эксперты постарались их убедить в том, что это общеевропейская практика (там теперь появилась необходимость в квотах для мужчин) и, когда положение мужчин и женщин во власти выровняется, квоты всегда можно отменить.
Голосованием также определили отношение к другим механизмам изменения ситуации с положением женщин в лучшую сторону. Почти поровну было сторонников и противников создания института уполномоченного по правам женщин. Большинство противников института считают, что женщинами мог бы заниматься общий омбудсмен. Сторонники уполномоченных говорили об особых проблемах, с которыми приходится сталкиваться женщинам –«харасменте», увольнении после беременности, меньшей, чем у мужчин, оплатой труда.
Наибольшую поддержку нашла идея принять закон о государственных гарантиях гендерного равенства. Пока в Конституции содержится лишь декларативная норма о равенстве мужчин и женщин. Непонимание и полярность оценок связана с тем, что «феномен есть, а его обсуждения – нет», сказала Г. Михалева в заключение дискуссии. Она предложила Марине Королевой чаще обсуждать эту острую тему на «Эхе Москвы».
Дискуссию, начатую на открытии, региональные омбудсмены и их федеральные коллеги, продолжили на круглом столе «Человек и государство в 21 веке». Модератор дискуссии уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина предложила Сергею Ковалеву оценить, как менялось отношение государства к человеку.
«В этой зоне приезжал к нам прокурор, который объяснял, что в своих жалобах мы не должны ссылаться на «сталинскую» конституцию, потому что она написана не для нас, а для американских негров, которые должны думать, что мы хорошо живем. Он не хотел нас оскорбить, он так действительно думал и был уверен, что конституция – это пропагандистский документ», - вспоминал С. Ковалев. Этим современная российская Конституция ничем не отличается от «сталинской» - она такой же пропагандистский документ для Запада, считает правозащитник.
Последние инициативы властей он проиллюстрировал еще одним воспоминанием. «Когда я занимался наукой, у нас в институте биофизики была стенгазета. К какому-то празднику, кажется к 7 ноября, мой знакомый, неформальный художник нарисовал иллюстрацию для стенгазеты: по Красной площади идут строем ряды винтов, а на Мавзолее и по периметру площади стоят отвертки, - рассказал С. Ковалев. – Теперь наши власти хотят превратить эту картинку в чертеж».
Сергей Ковалев уверен, что законом об иностранных агентах власть хочет «отделить агнцев от козлищ»: заставить некоммерческие организации отказаться от помощи заграничных фондов, обратиться в Общественную палату и заниматься только теми проектами, которые не будут касаться политики. «Давайте оставаться козлищами!», - призвал С. Ковалев.
Дело гражданского общества, говорит С. Ковалев, не стремиться в политику, а выдвигать властям требования, соблюдя которые, власть будет подконтрольна народу.
Первый председатель Самарского «ЯБЛОКА», уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова считает, что гражданское общество должно консолидироваться вокруг защиты собственных прав, а не просить власть их обеспечить, как она обеспечивает ассортимент колбасы и выплату пенсий. Потом дискуссия была парализована провокаторами из движения «Суть времени» С. Кургиняна. Выдавая себя за обычных участников фестиваля, они уводили разговор в бесконечный спор о терминах, один за другим подходили к микрофону.
В поле перед музеем разбит большой палаточный лагерь, где живут гости фестиваля. На отшибе стоят и две палатки активистов «Сути времени» под громкой вывеской «АнтиПилорама». Активисты Свердловского «Молодежного Яблока» вместе с лидером московской молодежки Кириллом Гончаровым зашли в лагерь к кургинянцам. «Спорить там может только один человек – бригадир. Остальные в разговоре участие не принимают, потому что сказать нечего, - рассказывает К. Гончаров. – «Суть времени» пришло на смену нашистов. Теперь они на деньги Кремля пытаются троллить оппозицию, выдавая себя за самостоятельную организацию».
Впрочем, на них никто особого внимания не обращал. Это и неудивительно, когда актуальные политические вопросы можно было на равных обсудить с Владимиром Лукиным и региональными омбудсменами, послушать Васю Обломова, Псоя Короленко и Александру Щербину, посмотреть художественные выставки, инсталляции, кино и даже театральные постановки.
одна из экспозиций музея, посвященная большевикам и их жертвам. На фото лидер ММЯ Кирилл Гончаров, председатель Пермского Яблока Ольга Колоколова, ее заместитель Галина Слаутина, член Бюро партии Галина Михалева
один из бараков, где жили заключенные
нары
высаженная зэками аллея
внутренняя лагерная тюрьма строгого режима
президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев
Галина Михалева и лидер Свердловского Яблока Максим Петлин
Юлий Ким
Псой Короленко
Павел Фахртдинов