С первого января этого года Подмосковье было переведено на раздельный сбор отходов по «самой простой», двухконтейнерной системе. Мусор по этой схеме надо делить на «чистый», подлежащий переработке, это синий контейнер. И «грязный», который переработке не подлежит – серый контейнер. Введение этой системы вызвало множество дискуссий на тему эффективности подобной сортировки. Объяснить причины споров вокруг действующей технологии раздельного сбора и последствия, которые она за собой влечёт, на примере своего города мы попросили председателя отделения партии «Яблоко» в Наро-Фоминске, помощника депутата городского совета Анастасию Криволапову.
- Насколько эффективна переработка мусора после его разделения на два контейнера?
- Во-первых, во время забора оператором мусор прессуется, что делает практически невозможным выделение отдельных фракций для переработки.
Во-вторых, в серый контейнер для пищевых отходов летит всё, в том числе опасные отходы: батарейки, лампочки, градусники, так как нигде в муниципалитетах нет их отдельного сбора, что тоже является большой проблемой. Затем всё это невозможно разделить. Такая же ситуация и с синими контейнерами, где якобы собираются раздельные фракции: стекло, металл, пластик.
Помимо этого, контейнеры стоят под дождём, из-за чего бумага намокает и становится непригодной для получения качественного вторичного сырья. Что касается пластика, то бутылки необходимо ополаскивать, потому что там собирается плесень, которая не очищается перед измельчением, и может испортить готовое сырьё, а у нас об этом говорится мало. Мы приходим к тому, что собрать достаточное количество отходов для повторного использования при действующей системе невозможно. В итоге, лишь около 20-30% из синего контейнера выделяется для переработки.
Анастасия Криволапова (в центре)
- К каким последствиям ведёт действующая мусорная реформа?
- В первую очередь мы отдаляемся от европейского пути развития, отдавая приоритет мусоросжиганию, а не переработке. В итоге заводам становится экономически выгоднее сжигать отходы, чем перерабатывать их, и ситуация с раздельным сбором только усугубляется.
- Если часть отходов всё же удаётся перерабатывать, то откуда берутся несанкционированные свалки?
- Следствием закрытия множества полигонов стал избыток мусора и недостаток мест, куда этот мусор можно было бы вывезти. Стоимость размещения мусора на полигоне выросла более чем в девять раз и, в итоге, многим проще заплатить нелегальным перевозчикам, которые возьмут его дешевле. Естественно, они не повезут отходы на полигон, им не хватит на это денег, они скинут их в лес, на поле, на дорогу, и там образуется несанкционированная свалка.
- И что дальше происходит с этой свалкой?
- Вывозить этот мусор официально уже будет владелец земли. Если земля муниципальная, то администрация ищет, откуда мусор, опрашивает свидетелей. Случаев, когда жители фиксируют нарушения, немного. Мы над этим активно работаем: размещаем информацию в соцсетях, выходим в СНТ с листовками. Если же мусор попадает на частные или сельскохозяйственные земли, то каждый собственник по-своему убирает эту свалку, и здесь всё зависит от денег, которыми он обладает. У кого-то деньги есть, поэтому они достаточно оперативно её вывозят, а если это лесохозяйственная земля, то им деньги на уборку мусора не выделяются, поэтому он там может лежать очень долго.
- Как помогают волонтёрские движения исправить ситуацию?
- В Наро-Фоминском городском округе есть общественное движение Second Life. Его волонтёры собирают различные фракции, которые не принимает региональный оператор, и сдают их на переработку.
Помимо этого, с первого января этого года появился закон, по которому шины нельзя выкидывать, теперь они должны правильно утилизироваться. В предыдущие годы шины складировались на полигонах, свалках, либо во дворах и гаражных кооперативах. Поэтому мы, например, сотрудничаем с «Фондом рационального природопользования», который складирует шины, перерабатывает их в резиновую крошку и продаёт дальше. Также можно сообщить о точке, на которой находятся, например, 200 шин, они приедут и заберут их. Мы организовали пункты сбора в Верее, Наро-Фоминске, Селятино, Апрелевке и активно рекламируем их среди населения через СМИ и соцсети, говорим жителям, чтобы они не выбрасывали покрышки на свалку, а оставляли их у нас. «Фонд рационального природопользования» в свою очередь складирует их и продаёт дальше. На данный момент у нас сдано 84 тонны шин. Те шины, которые годами у нас накапливались, уезжают на переработку, и мы постепенно очищаем наш город.
Однако это лишь капля в море, так как весь мусор необходимо подвергать глубокой сортировке либо путём увеличения числа баков под различные фракции, либо путём расширения таких организаций. Но сделать это без помощи властей проблематично.