Уже несколько лет продолжается борьба против создания мусороперерабатывающего комплекса в деревне Малое Ильинское Каширского района. Муниципальные депутаты, местные активисты и жители близлежащих деревень объединились против строительства опасного объекта, граничащего с Тульской областью, и систематически противостоят ищущим выгоду чиновникам и предпринимателям. Рассказать с чего начался конфликт, и на какой стадии находится борьба со строительством мы попросили председателя отделения партии «Яблоко» в Кашире, муниципального депутата Любовь Копач.
- Почему возникла необходимость строительства полигона в Малом Ильинском?
- В 1963 году в Каширском районе был построен мусорный полигон «Ожерелье». Сначала туда свозились отходы с близлежащих территорий, и он существенно не увеличивался в масштабах, однако вскоре туда поехали мусоровозы со всего Подмосковья, и свалка стремительно разрасталась. В первую очередь от этого стал страдать близлежащий микрорайон Ожерелье.
В марте 2015 года на полигоне начались пожары, люди стали страдать от продуктов горения. Я как депутат и инициативные группы обращались во все инстанции. К нам приезжали из МЧС России, я выходила на связь с генералом МЧС и представителем администрации президента, рассказывала о происходящем, о страданиях людей. Стремительно росла смертность и распространялись случаи онкологии.
Вскоре стартовала рекультивация Ожерелья, и начались дискуссии о строительстве нового полигона. Главой городского округа на то время был Дмитрий Бобров, который методом тыка указал на место нового полигона.
Любовь Копач
- Почему вы считаете, что место для полигона неправильное?
- Новый участок для строительства мусороперерабатывающего комплекса находился на границе с Тульской областью и в километре от деревни Малое Ильинское. Параллельно с обсуждениями строительства, мы, местные активисты, среди которых специалисты многих сфер, проводили собственное исследование предлагаемого участка.
В пределах километра от строящегося полигона находятся деревни Залесово, и Козловка, принадлежащие Тульской области. Рядом располагается примерно 29 земельных участков сельскохозяйственного назначения. Люди там занимаются фермерским хозяйством, засеивают поля, кормят скот, производят экологически чистые продукты, которые потом продаются населению. Там же, на территории СНТ Чернобылец, живут ликвидаторы аварии на АЭС, участки которым выделило правительство.
Участок полностью состоит из оврагов, где бьют ключи, к которым на водопой приходили дикие животные из самого большого леса в Каширском районе. Но самое главное, что территория располагает стратегическими запасами питьевой воды Тульской, Рязанской и Московских областей.
Официальная государственная экологическая экспертиза показала, что в воде содержатся нефтепродукты и другие химикаты. Мы провели независимые химические и бактериологические анализы почвы и воды в сертифицированной лаборатории. Естественно они показали, что вода и почва соответствуют всем нормам.
- Чем опасно строительство полигона на этом участке?
При наплевательском отношении к строительству, которое сейчас демонстрируется подрядчиками, вода будет отравляться. Для качественного строительства полигона необходимо затрачивать все отпускаемые денежные средства, однако на стройке идёт тотальная экономия и отмывание денежных средств, о чём свидетельствует пример старого полигона Ожерелье.
По правилам, фильтрат с мусорного полигона должен собираться и отправляться на обеззараживание, однако технология рекультивации, несмотря на огромное количество выделенных денежных средств, была нарушена, поэтому он продолжал стекать по оврагам и отравлять почву.
Когда я была на приёме у заместителя министра экологии и природопользования Подмосковья, он мне рассказал, что по факту рекультивации Ожерелья было возбуждено два уголовных дела, то есть там были нарушения. И все прекрасно понимают, что в Малом Ильинском будет происходить то же самое.
Котлован, вырытый во время строительства, мгновенно наполнился водой. Строители пытались её откачивать рукавами, несмотря на то что их же экспертиза указала на содержание в ней нефтепродуктов. Недавно они стали покрывать участок плёнкой, которая не соответствовала требуемому качеству, хотя она должна предотвращать попадание фильтрата в почву.
- Как вы противостоите строительству мусороперерабатывающего комплекса?
- На данный момент я вместе с инициативными группами провела три митинга, которые активно освещали СМИ, неоднократно обращалась в министерство экологии и природопользования Московской области, министерство ЖКХ, поднимала вопрос строительства полигона на круглых столах Госдумы, лично там выступала, однако мы никак не можем пробить эту стену.
Мы находимся в трёх судах, у нас множество обращений во все инстанции. Депутат Евгений Сметанкин работает по этому вопросу в Тульской области. Мы занимаем активную позицию и пишем обращения в те структуры, которые влияют на строительство. Недавно также я была в приёмной президента и отдала 8000 подписей жителей против строительства.
Митинг против строительства полигона
- На какой стадии сейчас находится процесс обжалования строительства?
- Сейчас мы подготовили большое письмо президенту, где по пунктам перечислены все нарушения действующего законодательства. К сожалению, нас никто не слушает, хотя все понимают, что это катастрофа, от которой пострадают три области. Я не понимаю, кто будет нести ответственность, когда отравятся люди. Ни Роспотребнадзор, ни министерство экологии, ни министерство ЖКХ, ни правительство Московской области не желают решать мусорный вопрос другим образом.
Мне остаётся непонятным, почему государство защищает предпринимателей, этих негодяев, а не стоит на защите жизней граждан согласно Конституции.