В эти дни формируются избирательные комиссии по всей стране. Влиятельным статусом — члена участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса — местные администрации наделяют «своих», остальных — отправляют в резерв. Вроде бы все по закону.
Напомним, что, согласно новому закону, участковые избирательные комиссии избираются на постоянной основе, сроком на 5 лет. Выдвигать своих кандидатов на место «профессиональных членов УИК» (теперь их должность закреплена юридически) могут партии, общественные объединения, представительные органы муниципальных образований и собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Среди критериев, которые Центризбирком рекомендует учитывать при формировании комиссий, — высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий. По новым правилам избиркомы должны быть сформированы не позднее 30 апреля.
Кандидаты в члены комиссий с правом решающего голоса, которые ратуют за честные выборы, проходят жесткий кастинг. По закону, УИК формирует территориальная избирательная комиссия (ТИК). На деле — местная администрация. Она формирует «рабочую группу», в которую, как правило, входят сотрудники ее аппарата или представители «Единой России». Ставленники администрации просматривают поступившие заявки и выносят на заседание проект постановления ТИК с уже готовым списком кандидатур. Сама процедура голосования носит формальный характер, закон не обязывает членов комиссии аргументировать свое решение. Парламентские партии могут оспорить отказ во включении в состав комиссии того или иного кандидата (у них есть квоты — по одному месту в каждую УИК), остальные — нет. В лучшем случае отклоненные кандидатуры включаются в резерв.
В городе Фрязино, который находится в 20 км от Москвы, команда членов УИК с правом решающего голоса уже сформирована. Местное отделение партии «Яблоко» выдвинуло 38 кандидатур. Все они имеют высшее образование, в том числе и юридическое, а также опыт работы в избирательных кампаниях различных уровней.
Право определять количество членов УИК с правом решающего голоса принадлежит ТИК. Их число зависит от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка. В центре «советской электроники» на 45 тысяч избирателей приходится 25 участков. По закону, при численности избирателей от 1001 до 2001 человек в состав комиссии включаются от 7 до 12 человек. Однако ТИК Фрязина решила довольствоваться малым (7—8 членов в каждую УИК). Меньше людей — проще договориться?
Заседание, на котором формировались составы УИК, происходило в спешке, без обсуждения и от противного. Двадцать пять раз зампредседателя ТИК Виктор Серов (официальный представитель ЕР) объявлял о том, что в комиссию подано на 1—2 заявления больше установленного лимита. От «лишних» кандидатов он предлагал избавиться на месте: путем голосования (вот, значит, для чего придумана процедура голосования). Примечательно, что каждый раз таковыми оказывались исключительно кандидаты-«яблочники». После того как комиссия единодушно голосовала за их исключение, оставшиеся кандидаты автоматически зачислялись в состав УИК, а кандидаты от «Яблока» — в резерв.
Тем не менее председателю Фрязинского местного отделения «Яблока» Александру Фурщику удалось отстоять двух оппозиционеров. Один из них — дипломированный юрист, другой — бывший председатель УИК в городе Щелково. Вести аудиозапись, вопреки прописанной в законе гласности в работе ТИК, Фурщику запретили, брать слово — тоже.
«Власть законы написала под себя. Я им говорю: вы исключаете независимых кандидатов, а членов одной семьи — мужа (под видом представителя ЛДПР), жены — «Единой России», директора и учителей из одной школы оставляете в комиссии, где мораль? А они мне коротко и ясно: законом это не запрещено. Беззаконие защищает закон», — резюмирует он.
В другом городе Подмосковья — Дмитрове с кандидатами от «Яблока» обошлись аналогичным образом: 17 кандидатов ушли в резерв. Правда, на этот раз путем рейтингового голосования. Попытка члена ТИК с правом решающего голоса Игоря Захарова заступиться за «яблочников» увенчалась провалом: «Я сказал им, что готов обсудить преимущества каждого из них, на что получил ответ: мы привыкли доверять трудовым коллективам».
В городе Железнодорожный местное отделение КПРФ обещало выдвинуть от своей партии в члены УИК с правом решающего голоса 15 добровольцев из наблюдательских движений — СОНАР и «Гражданин наблюдатель». Все они шли под № 1, однако 14 из них — оказались в резерве. Кандидаты же, которые изначально были в числе запасных, — вошли в состав комиссий. Несмотря на то что почти во все УИК попали представители «Правого дела» и «Партии пенсионеров», 16 кандидатов от «Яблока» в списках не значатся.
Общую оценку формированию УИК эксперт по избирательному законодательству Андрей Бузин пока затрудняется дать: процесс едва запущен. Однако наибольший интерес, по его мнению, представляют заявки от кандидатов, прием которых уже закончен во многих регионах. «Руководство комиссий, ссылаясь на неразглашение персональных данных, отказывается представлять такую информацию. Хотя по закону члены комиссий, как с правом решающего, так и совещательного голоса, имеют доступ ко всем документам. Нежелание работать открыто и гласно меня настораживает. Сведения, которые опубликует в итоге ЦИК, не будут содержать главных вещей: имена тех, кого так и не включили в состав комиссий, а также серьезный анализ по месту работы и должности», — отмечает Бузин.