На заседании Московской городской Думы 27 марта рассматривался проект обращения депутатов к главе Росприроднадзора Светлане Радионовой, касающегося судьбы национального парка «Лосиный остров». Через парк собираются проложить автодорогу под видом реконструкции якобы уже имеющейся. Автор проекта – депутат от «Яблока» Сергей Митрохин, – призывал принять меры, направленные на недопущение дорожного строительства на территории Лосиного острова. По мнению Митрохина, это соответствует интересам москвичей. Депутатское большинство в лице «Единой России» и «Моей Москвы» проигнорировало обсуждение и голосование по проекту обращения в защиту Лосиного острова.
Сергей Митрохин показывает карту проекта строительства дороги через Лосиный остров. Фото: скриншот видеотрансляция заседания Мосгордумы
Депутат Митрохин отмечает, что это уже не первая инициатива власти по уничтожению национального парка. В московской части Лосиного острова идет застройка охранной зоны (ЖК «Сказочный лес» и стройка по реновации на Открытом шоссе), а также пролегает Северо-Восточная хорда. В областной части национального парка также идет строительство (ТРЦ в Мытищах). Теперь власти решили порезать национальный парк еще одной автодорогой. В проекте строительства фигурирует термин «реконструкция», однако никакой дороги по данному маршруту нет.
В конце декабря 2023 года и в начале января этого года администрация города Королев проводила общественные обсуждения в форме опроса граждан по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Изучение материалов оценки дает основание предполагать нарушение природоохранного законодательства в случае реализации дорожного строительства.
Прежде всего важно, отмечает в проекте обращения депутат Митрохин, реконструкция планируется в границах национального парка, использование территории которой регулируется 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно нему, на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство автомобильных дорог. Исключение, поименованное в указанном пункте – строительство объектов, обеспечивающих «функционирование расположенных в их границах населенных пунктов» – в данном случае не применимо, поскольку планируемая дорога не связывает населённые пункты, расположенные на территории национального парка.
Кроме того, трассировка планируемой дороги затрагивает земельные участки федеральной собственности, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования у национального парка и относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, а также расположенные в рекреационной зоне национального парка, в которой строительство таких дорог не допускается согласно Положению о Национальном парке «Лосиный остров», утвержденному приказом Минприроды России от 26 марта 2012 года № 82.
Относительно термина «реконструкция» автор проекта Сергей Митрохин сообщает следующее. Само по себе утверждение о реконструкции автомобильной дороги требует тщательной проверки, поскольку имеющиеся технические дороги, предназначенные для обеспечения охраны и использования национального парка, переходящие в квартальные просеки, не могут рассматриваться как действующая на настоящий момент автомобильная дорога. В связи с этим необходимо сделать вывод, что проект предусматривает не реконструкцию, а новое строительство автомобильной дороги.
Таким образом, есть основания предполагать незаконность планирующейся хозяйственной деятельности.
В обращении, подготовленном Сергеем Митрохиным, звучит призыв к главе Росприроднадзора Светлане Радионовой незамедлительно вмешаться в сложившуюся ситуацию и принять меры, направленные на недопущение дорожного строительства на территории Лосиного острова.
«Сохранение Национального парка «Лосиный остров» от любой застройки будет соответствовать интересам жителей города Москвы и Московской области», – отмечается в документе.
В обсуждении проекта приняли участие депутаты от «Яблока», КПРФ и «Справедливой России». Голосов «за» не хватило для принятия решения.