Центр антикоррупционной политики «ЯБЛОКА» (ЦАП) раскрыл схему вывода госактивов и фаворитизма при выборе инвестора строительства Транспортно-логистического центра в Ховрино (ТЛЦ). Ради ТЛЦ были снесены сотни гаражей граждан. Расчищенная территория отдана в аренду фирме, в которой участвует кипрский офшор и дочь депутата Госдумы VI созыва от «Единой России» Александра Бабакова.
В 2011 году московские власти утвердили программу развития транспортной инфраструктуры столицы, куда вошёл и ТЛЦ в Ховрино. В 2014 мэрия Москвы заявила о намерении оптимизировать инфраструктуру до конца 2016 года. По заявленным планам, стройка должна снизить транспортную нагрузку на городскую дорожную сеть и перенаправить транзитные грузы.
Член Федерального Политкомитета, руководитель ЦАП «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин считает, что распределение территорий под ТЛЦ проходило непрозрачно, в результате чего связанные с властями лица получили коррупционные привилегии и пострадали владельцы гаражей.
Как установили в ЦАП, Транспортно-логистический центр в Ховрино управляется фирмой ООО «Логистика КС». Государственный земельный участок под ТЛЦ площадью 386 893 кв. м (кадастровый номер 77:09:0001030:65) передан фирме в аренду на 49 лет. 74 % доли «Логистика КС» (ИНН 7708677547) принадлежит ООО «Инвест РД» (ИНН 9705005406), ещё 26 % в собственности ООО «Логистический оператор» (ИНН 7702669109).
Учредителями «Логистика КС» в 2012 году числились две британские фирмы: Товарищество с ограниченной ответственностью УЭСТЛАЙН КЭПИТАЛ ЭлЭлПи и Товарищество с ограниченной ответственностью УЭСТЛ. На обе приходилось 74 % уставного капитала фирмы. В апреле 2015 года, по данным ЕГРЮЛ, пропорциональную долю разделили Сергей Григорьев, Ольга Бабакова и ООО «УК Базис-инвест». Последним владеет офшорная кипрская компания «Базис-инвест корпорейшн ЛТД».
Ранее в Forbes установили, что Сергей Григорьев ‒ партнёр по спорту депутата Госдумы VI созыва Александра Бабакова («Единая Россия»). Ольга Бабакова ‒ дочь депутата. Из расследования «Новой газеты» по панамскому офшорному досье известно, что Бабакова проживает в Британии.
Оставшаяся доля «Логистика КС» (26 %) в 2012 году принадлежала акционерному обществу «Торговый Дом Ржд»». В апреле 2015 года такая же по объёму доля в «Логистика КС» перешла Юлии Сергеевне Кинаш. Последняя создавала молодёжное движение, которое активно участвовало в мероприятиях РЖД и было поддержано бывшим президентом корпорации Владимиром Якуниным. В настоящее время Кинаш проживает в Чехии, что указано на её странице в социальной сети Вконтакте.
3 ноября 2016 года (дата внесения сведений в ЕГРЮЛ) 26% «Логистика КС» перешли ООО «Логистический оператор». В свою очередь, этой фирмой управляет некто Юрий Юрьевич Лопусов. Он упоминается в открытых источниках как председатель молодёжного движения «Энергия жизни», которое также участвовало в молодёжной политике РЖД, как следует из данных на сайте госкорпорации. В начале нулевых Лопусов работал, в том числе, в таможенных органах.
По мнению специалистов ЦАП, все эти связи свидетельствуют о фаворитизме в выборе инвестора.
«Государственная земля там распределялась без всяких торгов. Судя по всему, для этого использованы коррупционные лазейки в законодательстве, но поскольку договор не опубликован, я затребовал его от РЖД. Возмутительно, что частные гаражи варварски сносились, так что люди были вынуждены выходить с протестами на улицу. Вся эта зачистка была сделана для бизнеса дочки единоросса», ‒ считает Сергей Митрохин.
Примечательно, что в апреле 2011 года в пункт 4 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными АО «РЖД», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 внесены поправки, которые вывели из-под процедуры торгов размещение линейных сооружений и объектов транспортной инфраструктуры, а в сентябре того же года, как было отмечено выше, Правительство Москвы утвердило соответствующую транспортную программу. По мнению специалистов «ЯБЛОКА», для такой новеллы не было иных причин, кроме «вывода в тень» крупных строительных проектов, таких как ТЛЦ в Ховрино.
В ЦАП также указывают на то, что РЖД до сих пор не выполнило требования ФАС об установлении равных требований для перевозчиков контейнерных грузов, что также обеспечило преимущества для отдельных фирм.
«Для московского железнодорожного узла РЖД установила требования по длине составов с 57 вместо 71 вагонов, как было раньше. Для других узлов остались прежние условия. В результате, некоторые перевозчики были поставлены в более выгодное положение, а другие понесли убытки. ФАС потребовала от РЖД обеспечить равные условия и изменить требования о длине составов, но, по нашим данным, РЖД до сих пор игнорирует предписание», ‒ отмечает Замруководителя Центра, юрист Алексей Карнаухов.
Помимо запроса в РЖД, лидер ЦАПа направил заявление в ФАС с требованием возбудить против РЖД дело о нарушении антимонопольного законодательства и обращение в ФСБ о проверке возможного вывода активов РЖД в офшор.