Введение работающей практики использования механизма референдума для решения общественно значимых вопросов в Москве стало основной темой предвыборной кампании «Яблока» в столице. Любые решения в городской политике, включая решения перестройке центральных улиц, отмене маршруток, сносе торговых павильонов принимаются без учёта мнения жителей столицы. Этой теме была посвящена дискуссия «Говорит Москва, а не Кремль», прошедшая 5 сентября в Открытом штабе московской кампании партии.
Открывая дискуссию, модератор Анна Монгайт упомянула об издержках городского благоустройства, которые понесли москвичи этим летом: транспортный коллапс, трагедия для ресторанов и магазинов, к которым все летние месяцы было не подойти, проблемы для комплекса ЖКХ, которому придётся восстанавливать ливневую канализацию.
- Всё это особенно болезненно, поскольку происходит помимо нашей воли, - подчеркнула телеведущая. – Не спросив мнения горожан, не обсудив ни с кем решения, разработанные КБ «Стрелка», которое предложило проект благоустройства.
По мнению участвовавшего в дискуссии Григория Явлинского, роль москвичей в принятии решений ликвидирована в принципе. Мосгордума, как законодательный орган, не существует – никто о ней не знает, она ни на что не влияет, нет никаких прав у местного самоуправления. «Решения любого масштаба принимают несколько человек», - подчеркнул лидер «Яблока».
Главный лозунг партии на этих выборах – «Уважение к человеку». «Можно придумать много программ, но они не будут работать, потому что девять человек из десяти ни во что не верят, потому что поколениями они не видели ничего, что делалось бы лично для них», - пояснил Григорий Явлинский.
Референдум, по его словам, «не главная цель, но важное средство». «Это инструмент обратной связи, с помощью которого власть будет слышать, чего хотят люди в городе, и как они относятся к происходящему», - добавил лидер «Яблока».
Представлявший проект закона о референдуме заместитель председателя партии Александр Гнездилов провёл сравнение с моделью развития Москвы и большинства западных городов.
- Современный европейский город – это прежде всего пространство, которое создают сами люди. Иногда скоординированно (в том числе и на референдуме), иногда стихийно, в результате свободного творчества. А у нас унифицируют форматы городских вывесок, например, и заставляют рестораны их перевешивать, - пояснил разницу в подходах Гнездилов.
Общественный деятель и ведущая радиостанции «Связной FM» Наталья Вовк обратила внимание, что «сейчас социальная активность граждан выросла значительно, и очень много людей готовы принимать участие в жизни города, влиять на его благоустройство». В ответ на такой запрос нынешние московские власти создали эрзац референдумов в виде системы «Активный гражданин».
- В начале мне очень нравилось в этом приложении выбирать, например, какая станция метро как будет благоустроена, - поделилась с присутствующими Вовк. – А потом я поняла, что право выбора там даётся так, как я общаюсь со своим ребёнком: «когда ты пойдёшь спать в девять часов, ты будешь чистить зубы или нет». Я его не спрашиваю, во сколько он пойдёт спать. То же самое и в этом приложении. Нас не спрашивают, что делать. Нас спрашивают, в какой последовательности, какого цвета плитку выбрать: хотите зелёную или красную? Это очень условное право выбора. Псевдо-выбор, на самом деле.
В конце дискуссии Григорий Явлинский обратил внимание, что предметом референдума может быть и вопрос об отставке руководителя города в случае, если горожане не довольны его работой, «даже если он избранный».
- Это, по-моему, естественное право жителей, - заявил первый номер списка «Яблока». - Он существует на налоги жителей. Как человек, которого избрали и дали ему деньги, чтобы он выполнял свои обязанности. Иногда уровень ошибок и недовольства его работой может быть настолько высоким, что граждане имеют право инициировать отставку. Без этого никакой подконтрольности, подотчётности, ответственности не будет никогда.