7 декабря Московское «Молодежное ЯБЛОКО» организовало круглый стол, посвященный вопросам ювенальной юстиции. Известный правозащитник, председатель комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин выступил в качестве одного из докладчиков.
Целью круглого стола было разрушение мифов о ювенальной юстиции, которые распространяют лоббисты традиционных ценностей и «особого пути» России.
Сторонники ювенальной юстиции полагают, что несовершеннолетние требуют особого подхода, отличного от взрослых людей, поэтому необходимо создать отдельные правовые институты, обеспечивающие соблюдение прав и интересов ребенка, защищающие его от насилия в семье и создающие специальной подход в судебной и правоохранительных системах.
Член Совета по правам человека при президенте РФ, член Бюро ЯБЛОКА Андрей Бабушкин подчеркнул, что исторический опыт создания институтов по работе с несовершеннолетними в России очень большой и рассказал об исторических предпосылках формирования сегодняшней пенитенциарной системы в отношении несовершеннолетних.
Андрей Бабушкин рассказал о советском опыте обращения с подростками. Он считает, что большую роль в формировании тюремной субкультуры сыграло снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет в сталинский период. Именно дети, осужденные в малолетнем возрасте, к 60-ым годам сформировали преступный сегмент, став «ворами в законе».
По мнению Бабушкина, дети нуждаются в особом подходе, так как имеют отличное от взрослых восприятие вины и остро воспринимают несправедливость. Андрей Бабушкин считает, что необходимо провести анализ российского законодательства с целью выявить элементы ювенальной юстиции, проанализировать опыт работы с несовершеннолетними в истории нашей страны и разработать необходимые механизмы для создания полноценной системы ювенальной юстиции.
Николай Кавказский, председатель Московского Молодежного ЯБЛОКА, привел примеры деятельности ювенальной юстиции в странах Запада. «Ювенальная юстиция в этих странах делится на три модели: англо-американскую, континентальную и скандинавскую. При континентальной системе ювенальной юстиции судья «ведет» подростка с самого первого случая возникновения сложной ситуации. Поэтому судья хорошо знаком с историей несовершеннолетнего и его семьи, обладает знаниями, как можно помочь подростку и его семье. При такой системе судья фактически выполняет и роль социального работника». По словам Кавказского, европейская система «ювенальной юстиции» в целом зарекомендовала себя как эффективная, тщательно относящаяся к правам и интересам ребенка, его личности и мировоззрению.
Кандидат исторических наук, член Регионального Совета Московского «Молодежного ЯБЛОКА» Никита Аркин рассказал, что на территории России действует так называемая Ростовская экспериментальная зона, которая занимается преимущественно реабилитацией несовершеннолетних преступников и урегулированием отношений в семье. Это уникальная практика, опыт которой достаточно успешен, но, к сожалению, его распространение в других регионах не ожидается.
Евгений Карякин, руководитель юридической компании «Карякин и партнеры», посвятил свой доклад вопросам насилия в семье: «Насилие, нормальное в социуме с высокой рождаемостью, низким цензом социализации и сельскохозяйственной экономикой, в условиях современной экономики и необходимости социализировать каждого человека для начала трудовой деятельности около 20 лет, может обнулить финансовые затраты, осуществлявшиеся в течении всего этого 20 летнего периода – психологические травмы, нанесенные человеку могут полностью выключить его из современной социальной жизни – ущерб, наносимый в современных условиях обществу и государству бытовым насилием, колоссален».
Эдуард Рудык, ответственный секретарь ОНК Московской области, в своем выступлении пришел к выводу, что «ювенальная юстиция – это не страшный орган по отниманию детей. Ювенальная юстиция - это система правоохранительных и судебных органов, занимающихся правовыми вопросами, связанными с несовершеннолетними. Нужна гуманизация и демократизация общества для создания в стране благоприятной правоприменительной системы для несовершеннолетних».
Владимир Сиротин, активист ЛевСД, рассказал о положительным опыте государственной защиты прав детей в с конца 1910-х, 1920-х годов. При этом Сиротин подчеркнул, что при сталинском режиме институты защиты прав несовершеннолетних были уничтожены.
После выступлений основных докладчиков началась активная дискуссия между участниками круглого стола.
Модератором круглого стола выступила Мария Ефимова, заместитель председателя московского «Молодежного ЯБЛОКА».