Вчера, 28 октября, накануне дня памяти жертв политических репрессий в офисе ЯБЛОКА прошла презентация совместной книги «Мемориала» и партии ЯБЛОКО «Убиты в Катыни».
В презентации приняли участие автор–составитель, глава польской комиссии правозащитного общества «Мемориал» Александр Гурьянов, профессор, д.п.н., секретарь Политкомитета партии ЯБЛОКО Галина Михалева, редактор издательства «Звенья» Андрей Рачинский, заместитель Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» Никита Петров, правозащитник, советник Г.А. Явлинского Виктор Коган-Ясный.
Книга «Убиты в Катыни» - история преступления советских властей, которая долгие годы табуировалась в нашей стране, попытка преодолеть последствия массового убийства, раскрыть правду и сохранить память о людях, ставших его жертвами. В книге были впервые опубликованы поименный список и краткие биографии 4 415 польских военнопленных, узников Козельского лагеря, расстрелянных смоленским управлением НКВД весной 1940 года и захороненных в Катынском лесу.
Александр Гурьянов рассказал о рождении идеи создания книги.
«Основная работа «Польской программой» на протяжении многих лет - персональное документирование советских репрессий против польских граждан. В частности, составление списков репрессированных и издание списков в виде книг памяти. Всего с 17 сентября 1939 года репрессиям подверглись от 540 до 580 тысяч польских граждан. В ряду преступлений Катынь является самым ярким примером и символом репрессий.
Катынским делом мы стали заниматься после 2005 года, когда наша российская Главная военная прокуратура объявила о прекращении уголовного дела по расстрелу польских граждан. Того дела, которое она расследовала с 1990 года. Было засекречено само положение о прекращении уголовного дела, случай беспрецедентный в советской и российской правоприменительной практике. Был засекречен и список лиц, которых прокуратура признала виновными. Дело было закрыто с формулировкой «За смертью виновных».
Вскоре оказалось, что Главная военная прокуратура отказывается проводить предписанную законом по реабилитации жертв политических репрессий процедуру в случае любых конкретных поименно названных расстрелянных польских военнопленных. Тех, кто значится в советских документах. Это стало одним из толчков, чтобы взяться за подготовку книги памяти «Убиты в Катыни»», - сказал Александр Гурьянов.
Галина Михалева пояснила, что выбор места презентации был не случаен.
«Мы с «Мемориалом» давно работаем вместе, у нас много совместных проектов, изданных книг. Здесь были школа «Мемориала» и выставка, мы издавали диск с именами репрессированных брошюру «1937», выдержавшую шесть изданий книгу «Преодоление сталинизма». Многие члены партии участвовали в финансировании книги «Убиты в Катыни». Мы – единственная партия, в программе которой – задача преодоления тоталитарного прошлого», - отметила она.
Андрей Рачинский поделился впечатлениями о работе над книгой.
«Для меня лично в процессе создания книги очень важным оказалось, что тысячи безымянных жертв превратились в живых, когда-то убитых нашей властью людей. И важным было донести до народа понимание, что это не серая безликая масса, а тысячи людей со своей биографией. Я надеюсь, книга сможет кому-то открыть глаза, сможет кого-то убедить.
Я почувствовал страшную бездушность государственной машины, даже не жестокость, именно бездушность. До поры, до времени были распоряжения: человек заболел, его отправляли в гражданскую больницу. А потом пришла команда, и его из этой гражданской больницы, вылечившегося, не вылечившегося, неизвестно, забрали на расстрел. И все абсолютно равнодушно», - сказал Андрей Рачинский.
Никита Петров в своей речи отметил, что попытки скрыть историю, возложить вину за трагедию на Германию не прекращаются:
«В Катынском деле всегда была и еще остается масса вопросов, о которых историки могут спорить и о которых историки хотят знать полнее и серьезнее. В нашей стране есть такая тенденция, когда ряд людей сознательно, несознательно, добросовестно заблуждаясь или специально пытаются не только бросить тень на то расследование, которое провела прокуратура, и на признание, которое в конце концов сделала российская власть, но и действительно пытаются что-то утверждать по немецкой линии. Я скажу лишь одну вещь: эта книга - один из фундаментальных кирпичей, который выстраивает внятно рассказанную историю. Есть решения и документы центральных властей. Есть документы ведомства НКВД. Есть путь жертв от места содержания к месту преступления. Есть и имена тех, кто убивал. Есть приказ НКВД, который поощрил 125 человек за эти убийства.
Те же люди, которые любят говорить о немецкой линии, не могут рассказать ничего. Ни одного имени немца, который убивал там. Никаких документов не приведено: ни приказов, ни решений. Их позиция на самом деле строится на очень простой вещи: бросать тень на те документы и те исследования, которые есть у нас. То есть пытаться придумать принципы делопроизводства и дальше сравнивать документы и говорить: «смотрите, это не соответствует».
Виктор Коган-Ясный поблагодарил авторов книги и отметил надуманный характер дискуссии вокруг событий 1940 года.
«Спасибо, что очеловечили историю. Это может быть одним из первых шагов по очеловечиванию жертв ушедшей, но очень для нас важной эпохи. Где мы сейчас оказались? Если сейчас, через 25 лет после того, как в Советском Союзе была официально признано то, что случилось в Катыни, обсуждается вопрос правильности или неправильности трактовки тех событий, когда все очевидно! Нежелание признавать очевидное - это вопрос не историков и не истории. Поступать плохо, а выглядеть хорошо - отличительная черта тоталитарных, около тоталитарных режимов», - поделился он размышлениями.
«Жертвы репрессий не должны быть забыты. Только помня об этих жертвах, признавая свою вину мы не повторим того ужасного прошлого, которое было в сталинское и послесталинское время», - подвела итог Галина Михалева.
Работа над томом «Убиты в Катыни» проведена «Польской программой» «Мемориала» под руководством Александра Гурьянова совместно с польским неправительственным Центром КАРТА, во взаимодействии с которым в 2013 г. было осуществлено польское издание книги памяти «Zabici w Katyniu». Труд издан при поддержке Российской объединенной демократической партии.
На русском языке эти имена не публиковались никогда, а вышедшее русское издание по сравнению с польским расширено и дополнено с учетом новых источников.
Партия ЯБЛОКО и «Мемориал» находятся в постоянном взаимодействии. Многие члены партии – одновременно – члены «Мемориала». Один из программных пунктов партии – необходимость преодоления тоталитарного прошлого: ленинизма и сталинизма. Работа идет на постоянной основе: совместные издания, школы, выставки и т.д.
Издание «Убиты в Катыни» подготовлено на пожертвования граждан, многие из которых из партии ЯБЛОКО.