Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Ситуация с пригородным железнодорожным сообщением в России стала катастрофичной. Фактически оно ликвидировано как единая сеть транспортной коммуникации.
Спусковым крючком для этой ликвидации стала утвержденная Вами Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. № 857-р), ставшая концепцией уничтожения пригородных пассажирских маршрутов как на тепловой, так и на электрической тяге.
Вся ответственность за финансовое обеспечение пригородных перевозок пассажиров концепцией возлагается на регионы в условиях отсутствия у них достаточных для этого финансовых ресурсов и крайней непрозрачности и неэффективности расходов государственного ОАО «РЖД».
Последней «каплей» стало постановление Правительства РФ № 8 от 05.01.2015г., вводящее для пригородных поездов «льготный» тариф на пользование железнодорожной инфраструктурой с коэффициентом 0,25. В прошлом году коэффициент составлял 0,01, т. е. тариф вырос в 25 (!) раз.
По данным министерства транспорта, в 2014 году пригородным железнодорожным транспортом пользовались 97 миллионов россиян. Вопреки этому, за год было отменено 580 пригородных поездов. Только 10 регионов смогли выполнить финансовые обязательства перед структурами ОАО «РЖД» в полном объеме.
В начале 2015 года в целом ряде регионов пригородными пассажирскими компаниями (дочерними предприятиями ОАО «РЖД») официально объявлено о полном прекращении пригородного железнодорожного сообщения, и это произойдет в ближайшие дни.
Устойчивое транспортное сообщение в такой протяженной стране, как наша, является необходимым условием для сохранения территориальной целостности. Сегодня транспортное сообщение пригородными поездами может быть полностью разрушено.
Основных причин у катастрофы две — это уничтожение в России бюджетного федерализма; а также жадность монопольных структур ОАО «РЖД», занимающихся бюджетным шантажом по отношению как к федеральному, так и региональным бюджетам.
В соответствии с законодательством региональные бюджеты должны компенсировать структурам РЖД разницу между тарифами, установленными органами исполнительной власти и т. н. «экономически обоснованным тарифом».
Эта схема не лучше применявшегося раньше перекрестного субсидирования, так как она не стимулирует железнодорожную монополию экономить.
Кроме того, и это отмечают все специалисты, расчет «экономически обоснованного тарифа» крайне непрозрачен. Большая его часть – это расходы на аренду пригородными пассажирскими компаниями у ОАО «РЖД» подвижного состава вместе с локомотивными бригадами – рассчитывается произвольно.
Ситуация сложилась тупиковая: с одной стороны, очевидно, что государство должно продолжать субсидировать пригородные пассажирские перевозки из средств бюджета (вопреки высказанным в 2009 году предложениям Министерства финансов), с другой стороны, — тарифы ОАО «РЖД» и его дочерних компаний явно завышены, с третьей стороны — при нынешней бюджетной системе в условиях экономического кризиса в региональных бюджетах просто нет на эти цели денег.
Возникшая ситуация показывает все изъяны проведенной реформы ОАО «РЖД»: создание (фактически выделение) пригородных пассажирских компаний, которые пользуются единой инфраструктурой РЖД и арендуют у ОАО «РЖД» подвижной состав, не имело под собой экономического основания и государственного расчета, а, значит, было ошибочным.
Эта реформа, прямо противоречащая интересам граждан России, фактически лишила десятки миллионов людей пригородного железнодорожного транспорта.
ОАО «РЖД» получает средства на поддержание инфраструктуры и из федерального бюджета (25 млрд руб. в год) и на те же самые цели через пригородные пассажирские компании из региональных бюджетов. Реформа привела не к росту конкуренции, а к росту монопольных цен.
Мы требуем от Правительства России незамедлительно:
1. Провести комплексную проверку обоснованности экономических расчетов тарифов пригородных пассажирских кампаний на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом с участием Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам.
2. Отменить рекомендации Министерства финансов РФ о доведении тарифа на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом до экономически обоснованного тарифа.
3. Внести в Федеральный закон 184-ФЗ положение о том, что пригородное железнодорожное сообщение должно финансироваться солидарно из федерального и региональных бюджетов (это норма в дальнейшем может быть отменена в случае возвращения России к принципам бюджетного федерализма).
4. Обязать ОАО «РЖД» разработать программу сокращения расходов.
5. Дать оценку проведенной реформе ОАО «РЖД» и скорректировать её в интересах граждан России, получателей услуг ОАО «РЖД».
6. Внести изменения в Концепцию развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в целях сохранения пригородного железнодорожного сообщения.
Председатель партии
С.С. Митрохин
О ситуации с пригородным железнодорожным сообщением в Псковской области читайте по ссылке.