Круглый стол, посвященный вступлению в силу федерального закона №83, прошел вчера в «ЯБЛОКЕ». Реформирование социальной сферы обсуждали лидер «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин, уполномоченный по правам ребенка Евгений Бунимович, лидер гендерной фракции партии Галина Михалева, глава движения «Московские родители» Галина Шнайдер и ряд экспертов.
Открывая круглый стол, зампред московского «ЯБЛОКА» Галина Михалева напомнила, что партия с момента появления законопроекта занималась этим вопросом: в апреле было принято заявление Бюро партии, указывающее на опасность принятия закона, затем последовали акции с «Московскими родителями».
«Мы не исключаем, что авторы закона руководствовались желанием улучшить материальное положение учителей. Но часто в стремлении улучшить и реформировать власть делает ровно наоборот», – отметил лидер «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин.
Слева направо: Сергей Митрохин, Галина Михалева, Евгений Бунимович
Напомним, закон подразумевает выделение и оплату «госзаказа» школам, фактически превращая школы в коммерческие учреждения. Эксперты опасаются, что теперь школы будут предоставлять лишь самый необходимый минимум часов по предметам, за остальные же часы – для более глубокого изучения программы – родителям придется платить.
Главный порок социального законодательства в выстраивании модели услуги – образовательной, культурной и др., считает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. «Перевод социальной сферы в сферу услуг – очень опасная вещь. Сторонники закона говорят. Что родители платят и сегодня. На дорогах тоже платят, но это не значит, что подобное нужно легализовать», – добавил он.
«Я учитель в третьем поколении и мне в голову не приходило, что я оказываю услугу. Ведь тогда в 90-ые учителя должны были уйти, но они не закрывали классы. Чувство миссии, внутренней ответственности всегда было. Сейчас все переводится в другую плоскость», – продолжил Евгений Бунимович.
«Сфера образования – сфера самых выгодных вложений, это абсолютная банальность, ясная каждому экономисту. Это вложения выгоднее нефти и газа. Мы говорим о модернизации, инновации, но каким образом мы будем их получать? Инновации нельзя создать ни в отдельных шарашках, ни в отдельном Сколково. Без общего развития мы не конкурентоспособны»», – подытожил он.
Галина Шнайдер, Инна Завалишина
Педагог и автор книги «Ненавижу школу» Инна Завалишина уверена, что этот закон «написан не для общества»: «Я собирала мнения разных людей, они, не стесняясь, говорят о том, что это – не недомыслие, а госизмена. Причем это делается преднамеренно – нужна дешевая рабочая сила, а не думающие люди»
Олег Сергеев
«Чиновники, писавшие закон, не представляли, что за этим последует. В законе не достает ожидаемого результата, его необходимо доработать. Пока же закон стимулирует размножение «школьного планктона» – каждый учитель будет менеджером», – полагает Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования.
Федеральный закон не просто вреден, он губителен для регионов, считает сопредседатель Союза по консолидации женского движения Наталья Дмитриева. Она предложила обратиться к Президенту с просьбой пересмотреть решение и вернуться к всенародному обсуждению закона.
Сопредседатель Совета по консолидации женского движения России и попечитель благотворительного Фонда «Российский Фонд милосердия и здоровья» Наталия Иванова и зампред молодежной палаты при МГД Александр Гнездилов обратили внимания собравшихся на то, что закон «бьет» не только по образованию, но и по театрам, библиотекам, больницам и поликлиникам.
«Скорее всего, дело заключается в сознательной установке на постепенное сворачивание системы образования в России. Нынешняя политическая система намерена существовать в виде полной монополизации экономической жизни, ей нужны люди, не обладающие потенциями сознания, которые бы толкнули их на общественные шаги и действия. Наша страна выбрала путь развития, из которого вытекает деградация общества как сознательно поставленная задача. И мы должны сделать выводы, как этому сопротивляться», – таким выводом завершил круглый стол лидер «ЯБЛОКА».