Российские власти продолжают отталкивать людей от политики. Многим отказано даже в возможности принять участие в выборах. Так, на этой неделе было отказано в регистрации на выборах в Мосгордуму пятерым из восьми кандидатов от партии «Яблоко», а также целому ряду самовыдвиженцев. Официальная причина отказа — неправильно оформленные подписи граждан в подписных листах. Тем временем в Петербурге к участию в муниципальных выборах не допускают около 250 «яблочных» кандидатов; предлоги самые разные, не стесняются откровенных подлогов и вранья. Совсем недавно на губернаторские выборы на пустили лидера петербургского «Яблока» Бориса Вишневского. То же самое происходит с нашими кандидатами в Кургане, Челябинской и Саратовской областях.
А судьи кто?
В претензиях и замечаниях, предъявленных со стороны избирательных комиссий к подписям за кандидатов на выборах в Мосгордуму, были выявлены многочисленные ошибки самих проверяющих. Проверявшие подписи при вводе данных в ГАС «Выборы» путали буквы в фамилиях, именах и отчествах, номера паспортов и адреса. Сами паспортные базы данных оказались неточными: кого-то в них нет вообще, у кого-то ошибочные номера паспортов, кто-то числится умершим, а на самом деле жив… Независимые почерковеды официально свидетельствуют о недобросовестной работе привлеченных к проверкам графологов МВД и о неубедительности их заключений. Однако на основании ошибок, а возможно, и прямых фальсификаций со стороны таких проверяющих кандидатам отказали в регистрации. Таким образом, на выборы не допустили людей, которые могли бы составить реальную конкуренцию в своих округах.
Но это еще не все. В ходе кампании по сбору подписей были выявлены специальные группы по «рисовке» фальшивых подписей. Эти подписи подсовывали кандидатам, чтобы впоследствии в избиркомах торжественно «вычислили» подделки. Кто стоял за этими провокациями? Почти уверен, что власти пытались таким образом добиться снятия с дистанции неугодных кандидатов. Мы видели эти сюжеты по телевидению, и у нас есть основания так считать. А ведь прямая обязанность городских властей — обеспечить безопасность организации выборов, их прозрачность, минимизировать мошенничество. Но складывается впечатление, что все делается наоборот.
Да, возможно, подписные листы кандидатов были подготовлены не идеально. Но учитывая тот факт, что сами проверяющие в избиркомах массово совершали как случайные ошибки, так и — вполне возможно — умышленные фальсификации, есть конституционные основания допустить до выборов всех кандидатов, собравших необходимое число подписей.
Однако поскольку фальсификации и провокации со стороны властей и проверяющих — это очевидный политический заказ по зачистке избирательного поля, то ни в Мосгоризбиркоме, ни в Центральной избирательной комиссии не видят проблем с отказом в регистрации. В московской мэрии тоже все спокойно: Сергей Собянин инспектирует «уникальные тоннели» метро, а «приземленные» вопросы городских выборов столичного мэра, вероятно, не волнуют. Что уж говорить про Кремль? Песков призывает вообще решать все спорные вопросы в «самом гуманном суде в мире». В иронии им не откажешь.
Несмотря на то что большинство москвичей ничего не знают ни о существовании Мосгордумы, ни о предстоящих выборах, ни тем более об отказах кандидатам в регистрации, участвовать надо, учить молодежь надо, приобретать опыт необходимо.
Зачем участвовать в заведомо нечестных выборах? Как заставить власть считаться с людьми? В феврале писал об этом в статье «Громче голос». Все в силе и сегодня. Надо продолжать бороться за право участвовать в политике — на всех уровнях. Только так можно противостоять системе фальсификаций, коррупции и воровства. Только так можно поменять авторитарную систему Путина.