В России прошел «Единый» день голосования. Единый — потому что везде выборы мэров и глав администраций проходят по единой системе «выборов без выбора», модели составленной политическими шулерами. Отработанные годами механизмы на выборах глав субъектов не дают ни малейших шансов не то что победить, но даже участвовать никому, кроме заготовленных заранее кандидатов от власти. Никто никого не выбирает — мэров и губернаторов назначают в кремлевской администрации. Делают это с издевкой, создавая якобы видимость, что в этом участвуют безальтернативно голосующие избиратели. Надежным инструментом запрета участия в выборах несогласных с политикой Путина является муниципальный фильтр, преодолеть который невозможно в принципе. У партии «Яблоко» так было в Екатеринбурге, в Пскове и в Московской области. Люди в большинстве своем все понимают, а потому реальная явка на этих выборах совсем небольшая — порядка 20% во многих городах и целых регионах. При такой явке достаточно получить голоса примерно 10-15% от числа всех избирателей и ты уже «победитель». Это значит, что мнение 85-90% жителей вообще в расчет не принимается.
В результате таких «невыборов» к власти в регионах приходят люди из ниоткуда — бывшие охранники президента, бывшие водители бывших помощников президента, бывшие, но при этом надежно зарекомендовавшие себя в качестве обслуживающего персонала власти, послушных исполнителей без воли, идей, программ, знаний, опыта... Этих людей еще принято называть сегодня «технократами» или «менеджерами». Вот таким путем политика в России изживается в принципе: региональные политики заменяются на бессмысленных и беспрекословных исполнителей. Они должны уметь решать хоть какие-то проблемы и изображать хотя бы минимальную эффективность в условиях санкций и падения цен на нефть. Не справившихся заменяют на других таких же.
Путин управляет Россией не как федеративным государством с 85 субъектами, а как фабрикой с 85 цехами и заводоуправлением в Кремле, а реальная власть губернаторов систематически все больше урезается в пользу Москвы. При этом регионы отдаются на откуп губернаторам, а на коррупцию (до нужного момента) и на изощренные издевательства над людьми в кремлевском заводоуправлении закрывают глаза в обмен на беспрекословное подчинение и лояльность. Регионами управляют не с помощью законов и экономики, а с помощью слежки, прокуратуры и полиции, т.е. с помощью страха. Неудивительно, что региональные элиты запуганы и подавлены.
Уничтожение региональной политики и политиков, и вместо них создание целой армии чиновников, которые, будучи плоть от плоти нынешней системы, даже не представляют себе другой модели управления, — все это означает, что и после Путина переход от государства-мафии к иной форме правления будет чрезвычайно сложен и опасен. Если вообще возможен.
Но почему, возможно спросите вы, в отличие от «невыборов» Путина, «невыборы», например, Собянина лишены даже малейшего общественного значения? Потому что на президентских «невыборах» была хоть какая-то возможность обратить внимание всей страны на вопрос войны и мира, попытаться донести, что война — это предательство национальных интересов России, что это преступление и что не прекратив войну, не получится сделать ничего ни с пенсиями, ни с зарплатами, ни с медициной, ни с жильем. А на таких «невыборах» мэра Москвы, главы Хакасии, губернатора Псковской области или Чукотки не решается ровным счетом ничего — будет назначен тот, кого заранее наметили в АП и возможности у него будут только те, которые определили там же, в АП. Все дискуссии и споры по хозяйственным вопросам в нынешних условиях — это как «борьба за улучшение быта горожан» накануне массовых политических репрессий 1937 года.
P. S. Справедливости ради стоит добавить, что выборы в региональные и городские думы при всей их нечестности и извращенности — это последние в России электоральные мероприятия, обладающие хоть каким-то смыслом. Участие в них позволяет хоть как-то подготовить на будущее молодых политиков непутинской формации (именно для этого еще нужны праймериз, для этого мы еще выдвигаем своих кандидатов). Поздравляю «Яблоко» в Екатеринбурге (5,4%) и Великом Новгороде (10,5%) — удалось преодолеть барьер и пройти в городские думы.