23 марта из уст главы комитета Госдумы по обороне Владимира Шаманова прозвучала идея повысить призывной возраст россиян с 27 до 30-35 лет – такая мера, считает Шаманов, могла бы помочь справиться с уклонением от службы. По его словам, предложение может быть рассмотрено нижней палатой парламента в ходе осенней сессии. Один из ведущих российских специалистов в области оборонной политики, академик РАН, член Федерального политического комитета «ЯБЛОКА» Алексей Арбатов назвал такую идею проявлением «консервативного и узкобюрократического подхода». Более того, Арбатов уверен, что у российской армии давно есть все возможности полностью перейти на контрактную основу.
По словам Арбатова, в основе озвученной Шамановым идеи – проблема недобора призывников, который составляет порядка 100 тыс. человек (по планам минобороны, численность армии должна составить 1 млн. человек). Однако, по мнению академика, такой подход ошибочный: куда разумнее было бы пойти на некоторое сокращение численности контингента, перейдя при этом на полностью профессиональную армию.
Академик Алексей Арбатов
Арбатов, в частности, ссылается на исследование, проведенное экспертами по оборонной политике, в котором были проанализированы экономические параметры существующей сейчас контрактно-призывной модели кадрового комплектования армии.
В 2017 году число военнослужащих-контрактников достигло исторического максимума и уже превышает число призывников – 380 тыс. против 300 тыс. человек. Еще порядка 220 тыс. насчитывает офицерский состав. В планах министерства обороны дальнейшее увеличение контрактного контингента до в 425 тыс. человек. Число призывников при этом сокращать не планируется.
Аргументы в пользу смешанного типа комплектования, отмечают эксперты, как правило сводятся к финансовым аспектам – разнице в стоимости содержания контрактного контингента и призывников. Однако, по словам Алексея Арбатова, расчеты показали на первый взгляд довольно неожиданные цифры. Так, по оценкам экспертной группы, при сохранении нынешней численности вооруженных сил, замена 300 тыс. призывников на военных, служащих по контракту, займет лишь около 2% текущего военного бюджета.
Алексей Арбатов уверен, что возможность перехода на полностью профессиональную армию существует уже много лет, и это является только вопросом «политического намерения».
«Такая возможность была даже в 1990-е годы. – говорит Арбатов – Имея фракцию в Госдуме, партия «ЯБЛОКО» еще тогда ежегодно предоставляла расчеты и рекомендации о переходе армии на контрактную основу. Тем более такая возможность есть сейчас. 2% военного бюджета – это не так много. Стоит учесть и то, что уровень профессиональной подготовки контрактного контингента значительно выше подготовки призывников. Если сделать ставку на качество военнослужащих, то от наращивания штатной численности можно бы было отказаться. А, возможно, и сократить ее, скажем, до 800 тыс. – этого было бы вполне достаточно. А цифра затрат в таком случае снизится еще – допустим, до 1% бюджета».
Академик указывает и на приобретающий серьезное значение демографический фактор, опосредованно влекущий экономические издержки. Ежегодная потеря 300 тыс. трудоспособных молодых людей в российских масштабах весьма существенная потеря: «Людей будут отрывать от участия в экономике, науке, инновационной сфере. Напомню, что сейчас около четверти рядового состава – люди, окончившие ВУЗы. Вместо того, чтобы заниматься своей профессией, они уходят в армию, и зачастую уже не возвращаются к своей профильной деятельности».
Арбатов затронул и традиционные социальные вопросы, связанные с призывной службой. Увеличение контрактного набора в последние годы способствовало некоторому оздоровлению социального облика армии, снижению масштабов неуставных отношений, дедовщины, криминала и уклонения от службы. Однако полностью решить эти застарелые проблемы, сохраняя практику призыва, невозможно.
«В российской армии уже был позитивный пример формирования воинских соединений по контрактному принципу. – напоминает Алексей Арбатов. – Когда-то я с удовольствием приезжал в Таджикистан, где была расквартирована 201-я Гатчинская мотострелковая дивизия. Единственное соединение, полностью укомплектованное контрактниками. Всегда поражала разница между этой дивизией и другими воинскими частями. Военнослужащие занимались делом, а не кололи дрова и не копали картошку. Другой уровень подготовки и состояния техники. И это совершенно другое отношение людей друг к другу: офицеров к рядовым и сержантам, сержантов и рядовых. Пример того, что контрактная армия лишена той ужасающей дедовщины, которая преследует нас многие годы.
О ком статья?
Член Федерального политкомитета партии. Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. Доктор исторических наук, академик РАН