9 марта 2016
Борис Вишневский, Новая газета

Борис Вишневский: Друзьям — всё, врагам — закон

«Новая газета» не раз рассказывала, кто в Европе выступает в качестве «группы поддержки» Кремля. Кто разоблачает «украинский фашизм», выступает против «гегемонии США», восхищается «решительностью Москвы», призывает отменить санкции США и Евросоюза, объявляет «референдум» в Крыму и «выборы» в Донбассе образцом демократии и собирается в Петербурге на «международный консервативный форум» в качестве представителей «национально-ориентированных сил».

Подавляющее большинство этих персонажей — неонацисты, националисты и антисемиты. То, что они делают, точно вписывается в определение экстремистской деятельности, данное российским законодательством. Но в России они не только не запрещены — прокуратура даже не видит оснований ставить этот вопрос в судебном порядке, поскольку «не располагает сведениями» об осуществлении ими экстремистской деятельности.

На мое депутатское обращение к генеральному прокурору в апреле 2015 года (с фактами об участниках прошлогоднего питерского неонацистского сборища и представляемых ими партиях) в июне того же года пришел именно такой ответ. Ранее губернатор Георгий Полтавченко на обращения с призывом не допустить проведения «коричневой» сходки в городе, пережившем фашистскую блокаду, тоже ответил отпиской.

Однако сейчас выяснилось (спасибо за «наводку» депутату ЗакСа Ирине Комоловой), что неонацистами упомянутых персонажей называют не только оппозиционеры, от мнения которых власть привычно отмахивается. Неонацистами их называет российский МИД.

В апреле 2015 года был выпущен доклад МИД РФ «Неонацизм — опасный вызов правам человека, демократии и верховенству права». С совершенно верным выводом о том, что «вакцина от нацистского вируса, выработанная в том числе на Нюрнбергском трибунале, постепенно начинает ослабевать» (правда, о том, что это относится в том числе и к России, авторы деликатно умалчивают). И с подробным описанием неонацистских тенденций и организаций в трех десятках стран мира.

По понятным мотивам больше всего места уделено Украине, но и очень многие участники «группы поддержки Кремля» тоже стали «фигурантами» доклада.

Бельгийская партия «Фламандский интерес» (ее представитель Франк Крейельман был среди «европейских наблюдателей», восхищавшихся «референдумом» в Крыму и «выборами» в Донбассе) названа в докладе одной из «маргинальных организаций неонацистского толка».

Британская национальная партия (ее представитель Ник Гриффин, назвавший Черчилля и Гитлера «сионистами», выступал на питерском форуме) отнесена в докладе к числу «экстремистских организаций и движений, придерживающихся идей неонацизма, расовой и национальной исключительности».

Венгерская партия «Йоббик» (ее представитель Мартон Дьендеши входил в число «евронаблюдателей», а сама партия считается одним из верных союзников Кремля в Европе) названа в докладе «расистской партией». И немудрено: именно Дьендеши призывал правительство Венгрии составить «список евреев во власти, которые представляют угрозу национальной безопасности страны».

О Национал-демократической партии Германии (ее представитель Уго Фойгт выступал на питерском форуме, восхищаясь Путиным и требуя отменить санкции против России) в докладе сказано, что эксперты относят ее «к числу наиболее организованных ультраправых объединений», а «некоторые аналитики считают ее преемницей гитлеровской НСДАП». Что «Федеральное ведомство по защите конституции Германии квалифицирует эту партию как правоэкстремистскую». И что, «делая акцент на «сохранении или восстановлении национальной идентичности», НДПГ подталкивает склонных к насилию правых экстремистов к активным действиям.

Греческая партия «Золотая Заря» («Золотой Рассвет»), чьи представители тоже выступали на питерском форуме, прямо отнесена в докладе к «организациям, исповедующим идеи неонацизма, расовой и национальной исключительности». Сказано, что «Золотой Рассвет» определяется как неонацистская партия комиссаром Совета Европы по правам человека Н. Муйжниексом, который полагает, что Греция на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международно-правовых документов обязана запретить «Золотой Рассвет». Что нынешний премьер-министр Греции А. Ципрас и его предшественник А. Самарас в публичных выступлениях также характеризовали эту партию как неонацистскую. Что партия «функционировала по нацистскому образцу, отличалась слепым повиновением лидеру, строгой иерархией и имела в своем составе штурмовые отряды».

«Партия датчан» (ее представитель Даниэль Карлсен участвовал в питерском форуме) отнесена в докладе к неонацистским, «исторически связанным с действовавшими в 1930—1940-е годы национал-социалистическими объединениями, созданными под влиянием и по образцу партий нацистов Германии и фашистов в Италии», и названа «одной из ультраправых экстремистских организаций».

О представителе итальянской партии «Новая сила» Роберто Фиоре, который выступал на питерском форуме, в докладе прямо говорится как о неофашисте (впрочем, он и сам себя называет фашистом). Его партия в докладе названа «главной силой, находящейся в правовом поле Италии и разделяющей ультраправые взгляды итальянских неофашистов». Отмечается, что сам Фиоре «ранее проходил одним из обвиняемых в организации террористических актов на ж/д вокзале в г. Болонье в 1980 г. и был вынужден на протяжении более чем 20 лет находиться в эмиграции в Великобритании».

«Партия шведов» (ее лидер Стефан Якобссон был среди участников питерского форума) в докладе определена как «неонацистская», выступающая за «этническую чистоту шведского населения, против «мультикультурализма» и иммиграции представителей «негерманских национальностей»…

Резюмируем: Генеральная прокуратура РФ не видит оснований запрещать в судебном порядке те партии, которые МИД РФ считает неонацистскими.

Нестыковка у товарищей получается: то ли эти партии — наши союзники в борьбе против Запада, противники санкций, наблюдатели на выборах в Крыму и Донбассе и респектабельные «консерваторы» на петербургском форуме, то ли это — неонацисты, расисты и ультраправые экстремисты, безусловно, подлежащие запрету по российским же законам. Как-то надо определиться, чтобы не попадать в смешное положение. А то вдруг где-нибудь в Европе на представительном собрании встретятся докладчики от Генпрокуратуры и МИДа?

Впрочем, украинские организации, тоже отнесенные в докладе МИДа к неонацистским — УНА-УНСО, «Тризуб имени Степана Бандеры» и «Правый сектор», — запрещены в России решением Верховного суда по представлению именно Генпрокуратуры.

Это и называется: «Друзьям — всё, врагам — закон».

P.S. Ирина Комолова направила в Генпрокуратуру обращение с требованием признать перечисленных «евронацистов» организациями, «нежелательными в РФ». Причем опирается Комолова на так называемый «закон Димы Яковлева», где, в частности, сказано: «Деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя РФ или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории РФ».

«Посмотрим, — говорит Комолова, — как уж будет изворачиваться, чтобы не укусить собственный хвост».

В свою очередь, мы с коллегой по фракции «Яблоко» в питерском ЗакСе Александром Кобринским направили новое обращение к Георгию Полтавченко — приложив доклад МИДа. И призывая губернатора принять меры для того, чтобы планируемый в этом году второй «консервативный форум» не позорил наш город.

Заметим: по «техническим причинам» этот форум срочно перенесен с апреля 2016 года на октябрь. По всей видимости, для того, чтобы не было скандала в преддверии выборов Госдумы и ЗакСа, которые пройдут в сентябре.

Источник

Автор

Вишневский Борис Лазаревич

Заместитель председателя партии, член Федерального политкомитета и Бюро партии. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2011-2024)

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Фашизм и национализм


Все статьи по теме: Фашизм и национализм