24 декабря Псковское областное Собрание депутатов примет во втором и третьем чтениях бюджет Псковской области на 2016 год. Экономические санкции и общероссийский бюджетный кризис привели к тому, что бюджеты по всей стране с этого года принимаются только на один год: планировать стало невозможно. По существу бюджетное планирование на всех уровнях стало ситуативным реагированием на хаотично поступающие доходы в условиях снижения цен на углеводороды и падения курса национальной валюты. Если встать на позицию властей, то можно сказать, что и власти можно пожалеть, но власти никогда жалеть нельзя, бюджет – это их работа и их ответственность. Пожалеть можно только людей, которые, будучи фактически заложниками безответственной милитаристской политики государства, ведущего страну к самоизоляции, не имея возможности повлиять практически ни на какие параметры общенародного кошелька, смотрят, как час за часом тают их деньги.
Бюджет Псковской области, как и бюджет России, по существу разбит: деньги налогоплательщиков уходят в бездонную дыру военных затрат. |
Проект бюджета Псковской области на 2016 год – это манипулирование цифрами, при котором доходы завышены, дефицит замаскирован, долги невозможно скрыть, а расходы во многом держатся на неподкрепленных экономикой доходах.
Практически все основные показатели в проекте бюджета Псковской области на 2016 год идут по нисходящей.
В проекте бюджета доходы в целом сокращены более чем на 3 млрд руб. (с 24,567 млрд руб. до 21,537 млрд руб.) – это около 12% падения в сравнении с 2015 годом, в котором региональный бюджетный кризис уже стал полномасштабным, что привело к оголтелой «оптимизации» расходов бюджета, говоря простым языком, – к примитивному и бездумному сокращению социальной сферы.
Как и раньше, проект бюджета содержит доходы, которые не основаны на реальном экономическом прогнозе. Ситуация очевидная: в период кризиса экономика будет поступательно сокращать платежи в бюджет, но проект псковского регионального бюджета упрямо утверждает обратное.
По существу этот проект бюджета в ответственном грамотном парламенте должен был быть отклонен уже в первом чтении, в первую очередь – из-за нереалистичных прогнозов по доходам. Нет ничего опаснее, чем сознательное завышение бюджетных доходов, ведь под них планируются все расходы.
Планы поступлений по налогу на прибыль завышены минимум на 300 млн, по акцизам – на 200-250 млн, по налогу на имущество предприятий – на 500 млн, по доходам от продажи госсобственности – на 300 млн. И ещё по «мелочам» потянет на 100 млн с лишним. То есть общий объем завышенных доходов – около 1,5 млрд. Это опасно для региона, где общий объем доходов обозначен в размере всего 21,537 млрд руб.
При этом падают все поступления из федерального бюджета: дотации (на 500 млн), субсидии (по этой строке в начале года вообще пусто, но общее падение продолжается уже 3 года) и субвенции (на 100 млн).
Объем расходов областного бюджета сокращен на 6,1 млрд руб., с 29,023 млрд руб. до 23,125 млрд руб. Это очень много, более 20% падения.
Естественно, расходы по базовым госпрограммам падают: например, на здравоохранение предусмотрено только 69,1% средств по сравнению с 2015 годом, образование планируется профинансировать в объеме 93,85, социальную помощь – на 92,6%, культуру и культурное наследие – на 59,7%, физическую культуру и спорт – на 42,8%, развитие транспортной системы – на 69,4%, сельское хозяйство – на 51,5%. А кому-то казалось, что хуже, чем в 2015 году, бюджета не может быть. И в это время в дно бюджета Псковской области тихо постучали снизу.
Дефицит бюджета из-за манипуляций с завышенными доходами искусственно занижен примерно в три раза: планируется всего 1,5 млрд, но будет в итоге не меньше 4 млрд по итогам года.
Существенно повышен верхний предел государственного долга области, он выходит на рекордную сумму в 15,5 млрд руб. – почти столько же, сколько составляют собственные доходы областного бюджета.
При этом размер привлекаемых бюджетных кредитов падает с 4,8 до 4,5 млрд руб., а вот коммерческие кредиты возрастают с 6,5 до 8,5 млрд, причем цена их обслуживания существенно выше, чем кредитов из федерального бюджета. Это очень опасно, так как проценты по коммерческим кредитам стали абсолютно непосильными для бюджета.
На обслуживание госдолга Псковская область потратит почти 1 млрд руб. в год, это около 4,2% всех расходов бюджета.
Планы по собственным доходам, несомненно, не будут выполнены. Значительного роста помощи из федерального бюджета не будет.
Региональной экономики в реальном секторе в Псковской области как не было, так и нет. Крупные предприятия, в первую очередь в аграрной сфере, продолжают оптимизировать свои расходы за счет серых схем выплаты заработных плат, а от налога на прибыль они просто освобождены. Власти Псковской области не намерены контролировать эти теневые финансовые потоки и пресекать серые выплаты, между тем подоходный налог является основой доходов бюджета области (он должен дать 5,61 млрд руб. из 15,878 млрд руб. собственных доходов бюджета в 2016 году). Но дружественные отношения между руководителями области и собственниками крупнейших предприятий очень пагубно сказываются на доходах бюджета.
Проект бюджета Псковской области на 2016 год нельзя назвать даже фразой из песни «я тебя слепила из того, что было», потому что во многом он слеплен из денег, которых нет и не будет.
Нет никаких сомнений, что и без того деморализованные в 2014-2015 гг. оптимизационным насилием бюджетополучатели Псковской области уже в середине 2016 года получат указания о новом «затягивании поясов». Маховик «оптимизации» не остановится.
Жители Псковской области, как и все жители России – лично каждый – платят из своего кармана за безответственную внутреннюю и внешнюю политику российского государства. Финансируют войны, помощь авторитарным режимам, банковский и валютный кризисы – за всё то, что пришло в жизнь нашей страны, начиная с крымской авантюры.
Эта жестокая арифметика изменится только тогда, когда при каждом голосовании, заполняя избирательный бюллетень, граждане России будут помнить, что результаты выборов и параметры бюджета, личные доходы каждой семьи – это всегда сообщающиеся сосуды.