Александр Шишлов – фигура в общественно-политической жизни России весьма известная. Обозреватель портала Общегерманского координационного совета «Русское поле» Вера Татарникова встретилась с ним в Майнце, где проходила отчётно-выборная конференция Европейского института омбудсменов.
Добавим, что на сайте Общегерманского координационного совета российских соотечественников «Русское поле» функционирует сайт проект «Правозащита онлайн», открытого при содействии Фонда поддержки и защиты прав соотечественников.
Ещё в 90-е годы А.Шишлов стал одним из лидеров демократического движения. В активе партии «Яблоко» с самого её основания. Был депутатом Петербургского законодательного собрания, затем возглавлял комитет Госдумы по науке и образованию.
Четыре года он проработал в Вене, но прервал контракт ради того, чтобы принять должность уполномоченного по правам человека Санкт-Петербурга.
– Александр, расскажите, пожалуйста, читателям, что это за организация.
– По-русски омбудсмен – это уполномоченный по правам человека. Европейский институт – это некоммерческая организация. Находится она в Инсбруке и зарегистрирована по австрийскому праву.
– Каковы цели этой международной организации?
– В первую очередь это поддержка местных, региональных, национальных правозащитных организаций. Обмен опытом между странами, сотрудничество с Верховным комиссаром ООН по правам человека, Комиссаром по правам человека Совета Европы и другими международными институтами.
Мы следуем Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года. В ней говорится: «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».
– Слова написаны прекрасные. В Конституции страны, в том числе и России, тоже говорится, что защита и обеспечение прав граждан – смысл деятельности государства. А на деле?
– Действительно эта норма соответствует лучшим мировым образцам, но декларация есть декларация, а реализовать эти нормы в жизни не просто. Омбудсмен не подменяет собой прокуратуру, полицию, суд. Но граждане должны знать, что у них есть надёжный посредник между ними и властью. Ситуация сложная, диалог вести не просто, но ситуация меняется к лучшему, хотя и медленно. Государство делает шаги навстречу гражданскому обществу, а значит и отдельному человеку.
В августе этого года в России принята концепция государственной программы в отношении жертв политических репрессий. Меняется отношение к инвалидам. С огромными трудностями, но муниципалитеты городов, в том числе и Санкт-Петербурга, стали разрабатывать и внедрять в жизнь проекты создания благоприятной среды для жизнедеятельности инвалидов. Хотя, конечно, до европейских стандартов нам очень далеко.
– Наверное, на европейских площадках больше всего нападают на Россию за нарушение прав человека?
– Нет, это не так. Никто специально на нашу страну не нападает. До 2012 года крупные мероприятия Европейского Института в России не проводились. А в 2012 – 2013 годах уже прошли заседания Правления в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.
– А за несоблюдение прав секс-меньшинств вас очень жестко критикуют?
– Это надуманная тема. У нас в стране люди разного социального статуса, имеющие не традиционную ориентацию, спокойно живут, работают, делают карьеру. Интимная жизнь людей никого не должна касаться. Мы только пытаемся оградить детей, которые ещё мало что понимают о себе, от агитации и пропаганды. Всё остальное от лукавого.
– А митинги, демонстрации. Почему они так жёстко регламентируются властями?
– Ну, во-первых, всё должно быть строго в рамках закона. Именно так проходят митинги и демонстрации во всех цивилизованных странах. Но нельзя перегибать палку. У нас часто местные власти считают, что чем больше запретов, тем больше порядка. Это не правильно в корне. Нельзя лишать людей инициативы, ограничивать их волеизъявление. В каждом конкретном случае надо стремиться к консенсусу между гражданским обществом и властью.
– Как Вы определяете свою главную задачу на посту уполномоченного по правам человека?
– Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, утверждая меня в должности, хорошо знали мою политическую предисторию, жизненный опыт. В своей повседневной работе я руководствуюсь законом об уполномоченном и присягой. А там сказано, что надо прислушиваться к голосу совести. Поэтому, когда поступаешь по совести, всегда находятся те, кому что-то не нравится.
Я приостановил свое членство в партии «Яблоко», потому, что защищать права людей надо независимо от политических взглядов, ориентации и вероисповедания.
– Как Вы относитесь к инициативе Союза русскоязычных организаций Германии провести международный форум по правам человека с привлечением представителей гражданского общества двух стран, а членов вашей европейской организации – в качества экспертов?
– Я поддерживаю такую инициативу. Обратитесь с предложением к госпоже Памфиловой – Главному Омбудсмену России, господину Федотову – Председателю Совета по правам человека при Президенте РФ. Думаю, что они тоже поддержат вас.
Недавно прошедшее заседание Совета по правам человека при Президенте РФ говорит о том, что открытые диалоги нам необходимы.