Осенью прошлого года псковские аграрии и представители крестьянских хозяйств - члены ассоциации «Псковский фермер» - собрались за круглом столом, чтобы обсудить актуальные проблемы села и злободневные вопросы сельскохозяйственной отрасли. Минуло полгода, но кажется, ничего с тех пор не изменилось.
Недавнее апрельское собрание в очередной раз проигнорировали в областной администрации, а фермеры снова активно выражали недовольство отношением к ним, в лучшем случае равнодушным, со стороны властей, а круг проблем за это время едва ли сузился.
Фермеры vs агрокомплексы
В нашей области, да и в России в целом, в господдержке сельхозпроизводителей наблюдается серьезный перекос. Вольно или невольно, но фермеров противопоставляют крупным агрохолдингам. Неудивительно, что они в свою очередь, не испытывают друг к другу никаких положительных эмоций.
Об этом на встрече вновь заговорили и председатель ассоциации «Псковский фермер» Александр Конашенков, и присутствовавший на собрании депутат областного Собрания от фракции «ЯБЛОКО» Лев Шлосберг, и сами представители сельского малого бизнеса.
«В минувшем году был абсолютный перекос, какого не было никогда ранее. Не только я, но и другие депутаты поднимали вопрос об этом дисбалансе. Мы должны найти для Псковской области разумный баланс между крупными и малыми формами хозяйствования на селе. Нет никакой войны с крупными производителями, никто не умаляет их важности, но нельзя, чтобы все средства шли только на это направление», - отметил в своем выступлении Лев Шлосберг.
Он сообщил, что на поддержку малых форм хозяйствования из всего объема финансирования по программе «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 -2020 годы» в прошлом году было выделено лишь 1,54% от всех средств, а в 2015 году - 1,67%. При этом на развитие подотрасли животноводства в прошлом году приходилось 95,90% от всех средств господдержки, а в текущем - 87,24%. Депутат заверил, что в этой подпрограмме как раз и заложена помощь крупным агрохолдингам.
«Фермеры дают около 2% от общего вала, значит, и помощь должна быть не меньше. А эти самые 1,67% должны быть плюсом. Иначе ведь просто не подняться», - прокомментировали из зала.
По словам Льва Шлосберга, все госпрограммы области утверждает администрация области единолично, однако в ближайшее время будет принят закон о бюджетном процессе, в котором хоть какую-то волю дадут парламентариям. Кроме того, с этого года, пусть опосредовано, но появился механизм, благодаря которому на бюджетный процесс может повлиять и ассоциация фермеров.
По словам выступивших, особенный перекос в Псковской области наблюдается в свиноводстве. В этой отрасли практически достигнут монополизм, поскольку из личных подсобных хозяйств «выбиты» тысячи, а может быть, и десятки тысяч свиней. Сами фермеры назвали произошедшее, не иначе как «свинством». Очень грустный вышел каламбур.
«Ситуация с малым свиноводством была очень внезапна. Введение третьего уровня защиты для нас стало просто выстрелом в висок», - не скрывая эмоций высказывались фермеры.
Официальная позиция областных властей объяснима - они борются с угрозой АЧС и принимают все необходимые меры по ее предотвращению. Однако представители фермерства видят в этой благой деятельности слишком много совпадений и утверждают, что злосчастное 480-ое постановление администрации региона «Об утверждении Положения о порядке содержания животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах на территории Псковской области» составлялось людьми далекими от понимания сельскохозяйственного уклада в нашей местности.
«Если нельзя выращивать свинину, давайте будем выращивать «красное» мясо. Но тогда дайте соответствующую поддержку сельхозпроизводителям», - высказался один из фермеров, пытаясь нащупать компромисс.
О необходимости делать ставку на малые формы хозяйствования высказалась в своем видеообращении и заместитель главы ассоциации АКОРР Ольга Башмачникова, которая обратила внимание, что фермерские хозяйства требуют гораздо меньшего финансирования, чем агрохолдинги, при этом их экономика более продумана, поскольку здесь нет столь высоких издержек.
Непаханое поле
Однако не только дисбаланс в господдержке волнует фермеров. Проблем на собрании было озвучено так много, что невольно приходит на ум сравнение с непаханым полем. Кстати, о полях. Аграрии отметили, что сегодня процедура получения неиспользуемых сельскохозяйственных земель практически недоступна для представителей малых форм хозяйствования.
Разумеется, не обошли фермеры и такую злободневную тему как недоступность финансов. Чтобы получить кредит под семена или скотину заемщикам сегодня приходится пройти не один круг бюрократического ада. И не всегда с успехом.
«Получение кредита в банке очень забюрокрачено. Невозможно получить кредит чисто под семена, потому что будешь тогда целый месяц оформлять бумаги. И зачем мне в этом случае кредит на семена в мае, если он мне нужен в феврале», - возмутился один из участников. «Закредитоваться под скотину практически невозможно. Мне говорят, застрахуйте быков на 150 тыс. рублей, только тогда мы вас закредитуем. Где я возьму такие деньги?!», - подхватил другой.
Вывод логичный - необходимо упросить процедуру получения срочных кредитов для ведения сельского хозяйства. Также поступило предложение задействовать Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области для гарантий по кредитам для сельского хозяйства. Главное, чтобы голос фермерства услышали те, от кого зависит и политика банков, и фонда.
Не менее эмоционально обсуждался вопрос об убойных площадках. Фермеры уверяли, что непомерные, а зачастую и просто нелепые требования санитарных служб практически понуждают их к тому, чтобы они ушли в подполье, и создают благоприятную почву для развития нелегального рынка.
Отдельная тема - сбыт произведенной продукции. Фермерам не хватает логистических центров, специализированных магазинов. Одними ярмарками выходного дня сыт не будешь. При этом надо понимать, что фермер зачастую просто не может себе позволить арендовать ларек и встать за прилавок. Может быть, это и эффективно, но у него на это просто нет ни времени, ни ресурсов.
Все пожелания фермеров будут изложены в официальном документе ассоциации, в котором будет оформлена позиция по актуальным вопросам совершенствования региональной аграрной политики и развития малых форм хозяйствования. В частности, среди рекомендаций будет указана необходимость внесения изменений и дополнений в госпрограмму «Развития сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы».
Вопреки?
Неравенство агрохолдингов и фермеров - это, к сожалению, далеко не единственное противостояние на Псковской земле в сельхозсекторе. Конфликт, пусть и не гласный, ассоциации «Псковский фермер» и региональной власти, которая, похоже, решила изобрести велосипед и создать еще одно объединение аграриев, не менее эпичен и драматичен.
Неслучайно Александр Конашенков одним из главных итогов прошедшего года назвал то, что ассоциацию «Псковский фермер» в принципе удалось сохранить. «Наша ассоциация заявила о себе, она не стала карманной организацией при областной администрации. Если мы нарастим количество членов, то нас будут уважать, если же останемся на среднем уровне, то и результаты получатся средними», - отметил он.
Чем же вызвана такая надуманная, казалось бы, оппозиция? Увы, тут не обошлось без политики, которая в какой уж раз мешает, а не помогает практике.
После трагической гибели предыдущего председателя организации - директора Псковского сельскохозяйственного техникума Александра Задонцева, ассоциация на некоторое время осталась без руководителя. Как уверяют члены организации, после этого администрация области попыталась продвинуть в руководство предложенную ею персону, достаточно настойчиво. Фермеры, тем не менее, такую инициативу не оценили и предпочли выбрать главу ассоциации самостоятельно, единогласно проголосовав за кандидатуру Александра Конашенкова.
Аграрии, по их словам, сделали выбор в пользу уважаемого человека, которого давно знают только с хорошей стороны, за плечами которого огромный опыт управления Гдовским хозяйством «Прометей» и докторская степень по сельхоз наукам. Но власти, судя по всему, посчитали такую самостоятельность демаршем, ведь главой своего объединения фермеры назначили не только агрария, но еще и заместителя председателя регионального отделения партии «ЯБЛОКО».
После этого деятельность ассоциации «Псковский фермер» областной властью фактически бойкотировалась. Как еще воспринимать последовавшие за этим отказы губернатора области, его заместителей, главы управления сельского хозяйства присутствовать на ее собраниях? Вот и на последнем совещании Николай Романов присутствовал только в ироничном виде - красивым слайдом, транслируемым проектором на большой экран.
Правда, на этот раз в собрании все-таки приняла участие представитель профильного управления - заместитель начальника отдела социального развития села Наталья Степанова. Именно ей пришлось выслушать массу критики в адрес власти. Фермеры утверждали, что непростые отношения с администрацией вылились в проблемы с получением грантов, земельных участков и отказами в приемах. Их возмутило, что в комиссии по грантам нет согласованных представителей ассоциации, которых по закону должно быть не менее 60% от состава. Они непрозрачно намекали, что гранты зачастую отдают по договоренности тем, кто по условиям и не должен бы их получать. Впрочем, вовремя опомнились, гость собрания - лишь исполнитель указаний руководства, и выразили надежду, что их слова все-таки будут донесены до сведения вышестоящих.
Между тем странности с ассоциациями продолжаются. В феврале во время выездного заседания оперативного штаба на ферме «Дашенька» был поднят вопрос о необходимости создания в регионе ассоциации сельхозпроизводителей и переработчиков. Собравшиеся как будто разом впали в амнезию и не вспомнили, что в Псковской области уже благополучно уже который год работает такая организация, входящая к тому же в состав федеральной Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).
Более того, фермеры упомянули, что еще одна ассоциация все-таки создается, и их активно пытаются туда переманивать, обещая и грантовую поддержку, и открытые двери в нужных ведомствах. Смущает только, что по уставу АККОР только одна организация от региона может стать ее членом, и это место уже, мягко говоря, не вакантно. Необходимость же существования местечкового объединения без поддержки из центра кажется немного сомнительной.
Им бы «взять и помириться», забыть про политические разногласия, которые здесь вообще неуместны, и сосредоточиться на работе над одной общей целью - развитием села. Разумеется, такое возможно, только если обе стороны будут готовы к диалогу. Пока же складывается ощущение, что конфронтация только раздувается. Причем, опять же с обеих сторон. Вряд ли, эта взаимная пикировка принесет хоть сколько то ни было полезные плоды.
***
Спросите у любого фермера, когда он последний раз был в отпуске? Когда он ездил отдыхать за границу или к морю? Зачастую им просто некогда - свое хозяйство даже на пару недель бросить затруднительно, ведь это «живой организм», требующий постоянного внимания и ухода. Тут без абсолютной погруженности и увлеченности никак. И, слава богу, что на нашем селе есть такие искренне преданные своему делу люди.
Смущает только, что сами малые аграрии уверяют, что их энтузиазм государство не только не поддерживает, но порой еще и палки в колеса вставляет. «Складывается впечатление, что нам мешают, а мы назло хотим работать и работаем», - поделился со мной в сердцах один фермер.
Здравый смысл подсказывает, что сегодня в условиях непрестанно декларируемого импортозамещения, сельхозтоваропроизводителей нужно поддерживать как никогда, в не зависимости от их величины и влиятельности. На практике же получается, что госпомощь где-то там, в пути, а фермеры, вместо того, чтобы конкурировать друг с другом, соперничают не на равных с холдингами.
Все тот же здравый смысл говорит о том, что на рынке места хватит всем. Тем более фермеры ориентируются в первую очередь на местный внутренний рынок, а крупные холдинги с успехом «окучивают» экспорт. Да и перекрытый (в данном контексте, как нельзя кстати) кран импорта только на руку обоим сторонам. Почему же малые формы хозяйствования получают помощь от властей лишь по остаточному принципу?
Фермеры не хотят влезать в дебри политики, наоборот, они от нее всячески открещиваются, нет у них желания и выступать в роли «дон кихотов», которые борются против ветряных мельниц агрохолдингов. Вряд ли они мечтают об акциях протеста и судебных разбирательствах, которых, впрочем, не избежать, если ситуация не будет меняться. Они просто хотят работать. Неслучайно на совещании звучало лейтмотивом: «Мы собрались, чтобы не критиковать кого-то, а налаживать работу, а наладить ее можно только совместно».
Государству лишь нужно сделать шаг навстречу, услышать, помочь, чтобы не получалось так, что фермерство у нас развивается только за счет энергии людей, которая как ни крути небесконечна, а госпомощь носила только декларативный характер.