Владимир Кара-Мурза: Кандидат в президенты Украины Юлия Тимошенко предложила: если представители Луганска и Донецка не смогут приехать в Киев и не будут представлены на завтрашнем круглом столе, перенести его в Донецк. 14 мая в Верховной Раде состоится первый Всеукраинский круглый стол национального единства для диалога по децентрализации власти. К участию в работе стола приглашены бывшие президента Кравчук и Кучма.
Как урегулировать ситуацию в Донбассе – об этом мы сегодня побеседуем с журналистом Юрием Снегиревым, который только что вернулся из командировки от "Российской газеты" в этот регион, и Галиной Михалевой, исполнительным секретарем политкомитета партии "Яблоко".
Как вы считаете, можно ли считать легитимным состоявшийся позавчера референдум?
Галина Михалева: А кто должен признать его легитимным? Я думаю, международное сообщество никогда этот референдум не признает легитимным, потому что оно рассматривает этот регион как часть Украины, и референдум этот проведен не в соответствии с международными правовыми нормами.
Владимир Кара-Мурза: Как проходил референдум, Юрий?
Юрий Снегирев: Была потрясающая явка! Я был в Славянске и в Краматорске, в двух населенных пунктах. Накануне вечером около 2,5 часов велся интенсивный обстрел пригородов Славянска, стреляли из минометов и крупнокалиберных пулеметов. Люди спускались в подвалы – с детьми, с документами, с водой. А утром люди все равно пошли на референдум. Было ощущение, что обстрел со стороны украинских вооруженных сил, должен был сорвать референдум, но он не сорвался. То же самое и в Краматорске. В Мариуполе всего четыре участка работало, поэтому были чудовищные очереди. По всем участкам ездил народный мэр Пономарев, любые вопросы решал. Говорить о том, что референдум будет признан мировым сообществом, не приходится, наверное, но народ шел и голосовал за Донецкую республику.
Владимир Кара-Мурза: Искренним ли выглядит желание Юлии Тимошенко усадить стороны за круглый стол?
Галина Михалева: Во всей этой ситуации очень много того, чему не всегда приходится верить. Часто заявления и даже официальные заявления, не только на национальном уровне, я имею в виду как Украину, так и Россию, так и международное сообщество, они расходятся с практикой. Если ты внутри, ты теряешь обзор, взгляд у тебя очень узкий. Мне кажется, что нынешнее руководство Украины искренне хочет, чтобы эта ситуация, которая близка к гражданской войне, чтобы она была урегулирована. Дальнейшей крови не хочет никто – ни Украина, ни те, кто хочет федерализации и отделения, ни граждане России. А то, чего хочет российское руководство, это очень большой вопрос.
Владимир Кара-Мурза: Насколько реалистичен приезд Яценюка и Турчинова в Донецк?
Юрий Снегирев: Приезд самой Юлии Владимировны в Донецк был своеобразный. Первый раз она приехала и не вышла из аэропорта, потому что ее могли просто похитить. Второй раз она доехала до гостиницы "Виктория" и дала там три пресс-конференции с одинаковым примерно текстом как раз об этом круглом столе, это было две недели назад. Мне это показалось предвыборным пиаром. Если бы не было выборов 25 мая, может быть, это было бы искренним. Она не может гарантировать даже безопасность самой себе, я видел микроавтобус с вооруженными людьми, который ее сопровождал. В Донецке она опасалась за свою жизнь.
Галина Михалева: Я думаю, в Луганске и в Донбассе никто из украинских лидеров себя в безопасности чувствовать сейчас не может. Как, кстати, и остальные представители международного сообщества, российские журналисты. Это ситуация, которая похожа на ситуацию между первой и второй войной в Чечне, когда похитить могли любого, выкуп потребовать. Когда игра идет не по правилам, когда вооруженные формирования никто не знает, кому подчиняются, когда никто не знает, с кем можно разговаривать, - нет политического субъекта. Это чрезвычайно сложная ситуация. Я думаю, что ключевого влияния на эту ситуацию сейчас никто оказать не может. Все это очень опасная игра, которую затеяли определенные политические актеры как с российской стороны, так и со стороны регионов, но ощущение такое, что все это вышло из-под контроля.
Юрий Снегирев: Я был 9 мая в Славянске, и там силы самообороны более организованные, чем представители чеченской республики Ичкерия, там все-таки соблюдается закон. Закон не соблюдается украинскими таможенниками и пограничниками, которые делают опасной саму работу журналистов в республике. Наших четырех корреспондентов снимали с поездов, и вынужден был из-за этого находиться в командировке месяц. То же самое происходит с другими российскими телеканалами, агентствами. Невозможно проехать легально, невозможно работать. Однако руководство Донецкой республики с российскими и иностранными журналистами прекрасно находят общий язык, журналисты получают аккредитации, там есть корреспонденты из Белоруссии, Германии, Англии, люди работают нормально. А так, конечно, когда стреляют и проводить референдум – это все-таки немножко рискованно.
14 мая 2014
Радио Свобода
Радио Свобода
Галина Михалева в программе "Грани времени"
Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).