«В ЖКХ все средства формируются из средств плательщика. Только граждане формируют бюджет коммунального комплекса страны, других источников нет. Поэтому нельзя платить тому, кто неизвестно кто» — этот тезис стал основным на встрече со столичным специалистом по ЖКХ Татьяной Овчаренко в Совете ветеранов 25 апреля. Встречу организовало местное отделение партии «Яблоко».
— Первоуральск прогремел по всей стране своими коммунальными историями, — говорит юрист Татьяна Овчаренко. — Вещи тут довольно противоречивые: то, что вы вышли к мэрии и требовали решения проблем — замечательно. С другой стороны — источник этих потрясений находится внутри города.
По словам столичного специалиста, часть проблем связана с тем, что граждане плохо знают свои права. Например, первоуральцы практически не реализуют свое основное право — определять тариф на содержание и ремонт жилья.
Специалист учит, что нужно созывать общедомовое собрание, на котором требовать от управляющей компании обоснования этого тарифа. Голосование за принятие того или иного тарифа на собрании является единственным источником стоимости тарифа. Количество таких собраний в году законом не ограничено.
— Когда жители не собрали собрание, и не решили вопрос о тарифе, то только в этом случае, согласно жилищному кодексу, городская дума назначает эту цену, — поясняет Татьяна Иосифовна. — Как она назначает? В Первоуральске, возможно, живут только честные люди. А вот в других городах это делается за взятки. И ни один глава города, даже самый умный, замечательный и деловой человек не может сделать никому счастья без активности граждан.
Татьяна Овчаренко рекомендует проводить общественные слушания по принятию каждого подобного решения властей.
Что значит, «навязали»?
Татьяна Овчаренко, юрист, автор брошюры «Ваши права в ЖКХ»:
— Гражданин имеет право менять поставщика, а не наоборот. Лужков, будучи мэром Москвы, пытался навязать нам вместо нашего «Мосэнергосбыта» одну фирму-посредника. Эта фирма ничего не производила и не транспортировала, но их тарифы были на 30% выше. Два московских округа сказали «нет», когда узнали, что у этой фирмы нет ничего кроме уставного капитала в 10 тыс. руб. Лично я не платила в эту фирму на протяжении 15 месяцев, а население в целом не платило около 8 месяцев. Дошло до того, что в банках был дефицит наличности из-за того, что никто не ходил платить за квартиру. Боялись, но не платили. Однажды, в ночь с четверга на пятницу, эта фирма вдруг была признана убыточной, и исчезла. Теперь мы платим за тепло «Мосэнергосбыту», без посредников. За это время не то, чтобы кого-то выселили, даже в суд ни на кого не подали. Когда не платит один человек — на него есть суд и судебный пристав, а вот когда не платят тысячи… Поэтому нельзя навязать жителям какую-либо управляющую или иную компанию, ведь жители могут в любой момент использовать такой инструмент влияния, как неплатежи.
Управление? Содержание.
— Что характерно для ваших договоров управления, в них нет никакой конкретики. А вы ведь живете на конкретной улице и в конкретном доме. Я долго изучала ваши договоры, и их качество могу продемонстрировать, — у Татьяны Овчаренко в руках толстый файл с бумагами.
Управляющая организация должна объяснить вам, как образовалась цена, которую она просит. Для этого компания обязана провести текущее обследование дома. Согласно строительным нормам, делать это нужно ежегодно.
— В Екатеринбурге я нашла одну конторку, у которой на обслуживании 489 домов, — говорит Овчаренко. — Для обследования дома потребуется один день, коих всего 365 в году. И как же они справляются с этим? Большой штат? Почему я за него должна платить? На таком жилфонде, как у вас, это количество домов должно быть очень небольшим. Конечно, если заниматься ими всерьез.
По результатам обследования должны выявиться конкретные неисправности дома, например, протечка крыши, ремонт подъездов (не позже, чем раз в три года) и прочее — работы над их устранением и составляют стоимость содержания и ремонта. При этом может оказаться, что у их конкурентов цена этих работ ниже на порядок.
— Вы на общем собрании собственников можете решить, что предлагаемая плата слишком высока, и назначить свою, устраивающую вас. Для управляющей компании решение общего собрания — закон. И пусть крутятся, пусть ищут подрядчиков подешевле. Хватит быть такими инертными! — считает юрист.
Есть всего три способа управления домом: товарищество собственников жилья (ТСЖ), управляющая компания, и непосредственное управление. При последнем типе управления жители напрямую расплачиваются с ресурсоснабжающими компаниями, получая от них квитанции и оплачивая их. А непосредственно для содержания и ремонта жилья можно нанять коммерческую фирму.
— Содержание и ремонт — это уже не договор управления, а договор содержания, — поясняет Татьяна Иосифовна. — Мы заключаем договор с какой-то управляющей компанией. Но это может быть и индивидуальный предприниматель, который будет заниматься вашими проблемами. Это гораздо дешевле потому, что тогда поставщик ресурсов сам рассчитывает вам потребление, вы не платите посредникам.
Компания при этом теряет статус управляющей, и становится компанией по содержанию и ремонту. В таком случае она должна автоматически снизить расценки на величину стоимости управления, ведь она больше не ведет управление коммунальными ресурсами.
Это не квитанция
— Это даже не документ, — Татьяна Иосифовна раздает ксерокопии реально существующей квитанции, в которой отмечены все нарушения. — Согласно ЖКУ, гражданам должны быть поданы две бумаги: извещение и квитанция.
В извещении должна быть указана сумма оплаты. А в квитанции должна быть пустографка.
— Закон позволяет жильцам платить в течение платежного периода с 1 по 10 число каждого месяца во-первых, сколько они посчитают нужным, а во-вторых — неоднократно, то есть несколько раз за платежный период, — поясняет юрист. — Почему у нас в Москве хорошие платежки? Потому, что вот такая квитанция оплате не подлежит.
Татьяна Овчаренко про ОДН:
— Есть норматив на то, сколько воды уходит на влажную уборку в подъезде. Он сильно завышен, но он входит в содержание и ремонт. ОДН — это крупнейшая государственная афера. Это постановление 354, переработанный вариант 307-го. Его написали несколько лет назад, но оно такое ужасное, что его спрятали. Не приняли к публикации потому, что оно кошмарное. Когда прошли выборы, его вытащили и с 1 сентября ввели. Это ОДН считается по другому нормативу — он отдан на откуп местным властям. Что интересно, в Москве ОДН нет. Его появление вызвало слишком сильный протест, и его решили не вводить.
Появление пустографки связано с трудовым кодексом и с конституцией, ведь может быть так, что аванс, выдаваемый вам на работе, меньше суммы вашей квартплаты.
— Эта самая пустографка — знание жизни людей. А те, кто печатал эту квитанцию — не знают ничего, — комментирует Овчаренко квитанцию одной из первоуральских управляющих компаний.
В данной квитанции не был указан физический адрес получателя платежа, ОГРН (номер государственной регистрации) этой организации.
— Идем дальше. Ватутина, тра-та-та-та… И вдруг оп-па! Мельчайшим шрифтом «исполнитель услуг УК «Наш город» », — продолжает эксперт. — Так вы мне объясните, кто исполняет услуги? А дальше, еще мельче, написано: «ресурсоснабжающая организация ООО СТК». Слушайте, сколько их на вас висит?
Татьяна Овчаренко обращает внимание на величину шрифта этих надписей. Закон о защите прав потребителя запрещает печатать тексты высотой менее полутора миллиметров.
Плата за электроэнергию — самый старый тип коммунальных договоров в нашей стране. Она появилась при Иосифе Сталине в 1948 году, и у каждого жителя был свой договор на оплату. До этого электричество было бесплатным.
— Я усматриваю здесь умысел на сокрытие информации. Между прочим, это уголовная статья, — Татьяна Иосифовна смотрит ниже. — Число комнат: ноль. Прописано пять человек. Объясните, как это?
Шла уже 20-я минута обсуждения квитанции, а в ней находились все новые и новые отклонения от требований закона. Так, долг указан на 1 число месяца, хотя согласно статье 155 Жилищного кодекса, жители должны оплатить квитанцию в расчетный период с 1 по 10 число месяца, следующего за потребленным. А авансовые платежи навязать нельзя — это запрещено ЖКУ.
— Долг наступает у нас с 11 числа, — говорит Татьяна Овчаренко. — Дело в том, что бухгалтеры считают с начала месяца по конец. Для них то, что мы не заплатили 30-го — уже долг. Но нас это не касается. Мы — еще не должники, а свою бухгалтерскую правду пусть держат при себе. Печатать такое — вымогательство и оскорбление.
Тезисы Татьяны Овчаренко:
Деньги — это эквивалент вашего труда. Вы сами должны позаботиться о том, чтобы не тратить их напрасно.
Отношения с УК — сугубо денежные. Здесь нет любви, дружбы — только ваши деньги.
По закону, если вы выгоните свою управляющую компанию, то никто не вправе выключить вам газ, свет, и воду — ведь УК не производят ресурсы, а отключать доступ к ним — уголовное дело.
Где ваши общедомовые приборы учета? Почему вы позволяете себе платить за тепло по таким нормативам, по которым в Антарктиде не платят? Не верьте, когда вам называют цену в 200 тысяч рублей за счетчик.
Просто зайдите в интернет, и сами все увидите. Покупайте счетчики самостоятельно, иначе они будут принадлежать поставщику, и иметь нужную ему погрешность показаний.
Не платите тем компаниям, с которыми вам неприятно иметь дело. Это ваши деньги, и ваша возможность выбрать любую компанию самостоятельно, или вовсе отказаться от договора управления.
Если человек боится потерять тысячу рублей компенсации в результате долга по квартплате то он, безусловно, должен платить за квартиру пять, десять, двадцать тысяч рублей в месяц. Мало с вас берут! И это я вам говорю совершенно откровенно. Все деньги — только у нас с вами. У них никаких денег нет! ЖКХ — это отрасль, которая существует только на наши деньги.
Квитанция за оплату ЖКХ должна быть составлена по принципу американской домохозяйки, когда не нужно обладать специальными знаниями для того, чтобы разобраться в ней. Все должно быть просто и понятно. Если это не так, значит, кто-то хочет вас запутать.
Пени за просрочку платежа — это договорное обстоятельство. Вы можете в договоре управления или содержания указать, когда именно наступает пени. Мы в Москве пени не платим вообще.